22 Октября, 2013

Лицензирование и всё остальное

InfoWatch
Лицензионные платежи за использование объектов авторского права – не единственная модель получения доходов со своего творческого труда. Даже для бумажных изданий таких моделей несколько: вам наверняка попадались бесплатные книги и газеты. А для произведений в цифровой форме (включая компьютерные программы) – их целая куча.
       

Давайте попробуем перечислить. Дополняйте мой список.
  1. Реклама внутри произведений, продакт-плейсмент, продвижение политических идей.
  2. Включение платы за программы/контент в цену оборудования или услуги.
  3. Абонентская плата за использование неограниченного числа произведений.
  4. Добровольные пожертвования автору.
  5. Концерты и иные выступления авторов популярных произведений.
  6. Создание произведений ради репутации, которая затем используется для получения повышенных гонораров.
  7. Привязка использования произведения к онлайновому сервису, без которого использование невозможно или неполноценно. А в составе этого сервиса можно продавать платные услуги.
  8. Сборы за использование произведений с вещательных станций, провайдеров.
  9. Использование бесплатной программы ради популяризации своего стандарта, формата, протокола.
  10. Оплата произведения пользователями тем, что они взамен предоставляют свои данные. Эти данные потом используются для маркетинга, прямых продаж, таргетирования рекламы, политических кампаний, разведки, научных исследований, получения оперативной информации, получения прав на user-generated content и т.п.
  11. Обмен использования произведения на использование ресурсов компьютера, на котором произведение потребляется.
  12. Демпинг с целью вытеснения с рынка конкурирующего производителя.
  13. Стимулирование бесплатным контентом продаж другого товара.
  14. Обслуживание цифровых денежных потоков и эмиссия виртуальных платёжных средств.
  15. Создание виртуальных ценностей и последующая торговля ими.

Здесь перечислены лишь одно- и двухходовые комбинации. А возможны и более сложные. Например, наращивание числа "бесплатных" пользователей ради  роста курса своих акций.

Многообразие способов доения юзеровской массы вытекает ещё и из такого факта. В традиционных произведениях, которые более жёстко привязаны к своему носителю, есть ненулевая составляющая цены – затраты на производство каждой копии. А для цифровых произведений вся себестоимость находится в первом экземпляре, а дальнейшее копирование происходит фактически по нулевой цене. Таким образом в формуле рентабельности оказывается величина, неограниченно стремящаяся к нулю. Это создаёт сингулярность и позволяет бизнесмену проделывать экономические виражи, принципиально недоступные с материальными товарами. Например, продавать по отрицательной цене.

"Пиратство", свободное распространение контента через сайты и торренты покушается лишь на один способ извлечения доходов – на лицензирование. Все другие способы оно не затрагивает. Очевидно, что под этим экономическим давлением создатели интеллектуальной собственности должны будут медленно перетекать от лицензирования к иным методам монетизации.

Но перетекать начали лишь те предприниматели, которые поставили на победу "пиратства" в долгосрочной перспективе. Кто сделал ставку на успех копирастии, не занимаются диверсификацией своей интеллектуальной собственности. Они сами себя загоняют в угол. В этом углу они будут драться до последнего.