Профессиональная кустарщина

Профессиональная кустарщина
Есть такой феномен – римейки и клоны популярных компьютерных игр под свободными ОС. Они делаются энтузиастами, обычно методом краудсорсинга (т.е. коммунистическим  способом). Распространяются на некоммерческой основе, под свободной лицензией. Подобных игр уже несколько десятков, поэтому можно попробовать выделить закономерности и анализировать явление в целом.

Некоторые говорят, что обсуждаемые игры сделаны "любителями", "на непрофессиональном уровне", называют их "кустарными" и "самопальными". Эти утверждения верны лишь отчасти. Программный код игры в каждом случае сделан очень хорошо и, как минимум, не уступает оригинальному. Его ваш покорный слуга с полным основанием называет профессиональным.

Но другие элементы  игры – сценарий, тексты, графика, звуковое оформление – обычно сильно уступают оригинальным.

Частенько энтузиасты вообще не в состоянии создать графику и звуки на замену оригинальным и поступают следующим хитрым образом. Под свободной лицензией распространяется только код, реализующий алгоритм игры. А графику и некоторые другие данные пользователь должен самостоятельно спиратить с дистрибутива оригинальной игры. Лишь в отдельных случаях и странах такие действия конечного пользователя законны. Чаще лицензионный договор и/или закон не разрешает использовать оригинальные данные с альтернативным кодом. Зато конечного пользователя трудно наказать за такое нарушение (в отличие от авторов и распространителей альтернативного кода), а во многих случаях указанные действия юзера хоть и незаконны, но не наказуемы.

В тех случаях, когда альтернативная игра укомплектована собственной графикой, музыкой и текстами, они представляют собой убожество. Настоящего игроценителя это не остановит. В былые времена люди с головой уходили в игры, которые вообще графики не имели, а базировались на текстовом описании мира.

Среди вышеупомянутых энтузиастов (стихийных коммунистов), которые объединились для создания или воссоздания увлекательной игры, оказывается много профессионалов кода, но не оказывается профессиональных художников, дизайнеров, композиторов, сценаристов, дикторов. Доходит до курьёзов. В одной игре-римейке (попробуйте угадать название) авторы не смогли повторить примитивные 640*480 изображения интерьеров и персонажей и взамен сделали полноценное трёхмерное моделирование с произвольным разрешением и произвольным ракурсом. Потрясающий труд программистов, передний край 3D-моделирования, потому что не было денег на одного художника.

Краудсорсинг мог бы составить серьёзную конкуренцию коммерческим разработкам, если бы среди "крауда" присутствовала бы хоть малая доля людей иных профессий. Но увы. Коммунистами ныне являются исключительно кодеры и сисадмины. В своей области они творят чудеса. Но один шаг в сторону – и полное бессилие.

кадры авторское право
Alt text

Где кванты и ИИ становятся искусством?

На перекрестке науки и фантазии — наш канал

Подписаться

InfoWatch

Блог компании infowatch infowatch.livejournal.com