Из пушки по хомячкам

Из пушки по хомячкам
Когда копания выходит в соцсети, начинает там общаться, пиариться и, не дай бог, продавать, то у публики сразу возникает чувство, что она стала более уязвимой. «Вот сейчас мы на неё надавим!» «Они мне скидку в рубль обещали и не дали. Я им испорчу репутацию на сто рублей!» «Посылаю лучи поноса этой говнолавке...» Не думаю, что компания становится в Сети более уязвимой. Но она там более уязвима для простых людей.

То, что деловая репутация стоит денег  и нуждается в защите, установили ещё на заре капитализма. И выработали законный механизм такой защиты, который неплохо работал до появления Интернета. В частности, в РФ сей механизм выражается в ст.15 ГК:
«Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков»
и в ст.152:
«Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его... деловую репутацию, вправе... требовать возмещения убытков... причиненных их распространением... Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.»
Замечу, что убыткивключают в себя и недополученную прибыль.

Судебный иск о возмещении убытков – это пушка. Бьёт не очень быстро, но достаточно больно, чтоб отбить охоту наезжать без веской причины. Только механизм сей ориентирован на реалии доинтернетовской эпохи, когда орудия посягательства на деловую репутацию – СМИ – были счётны и велики по размеру. Как раз подходящая цель для пушки.

Сетевые посягатели нашего времени – бессчётны и мелки. Судебный иск против них не работает. Во-первых, их слишком много. Во-вторых, у хомячков есть относительная анонимность. В-третьих, они бедны, с них нечего взять, их активы трудноотнимаемы. Прежняя пушка против хомячков бессильна.

Корпорации чувствуют  своей корпоративной вертикалью управления, что против новой угрозы нужны новые средства. Какие? Оглядевшись вокруг, они видят многообразные программно-технические приспособления для анализа и фильтрации контента и трафика. О! Это подойдёт! Во-первых, срабатывают очень быстро и дёшево. Во-вторых, не нужно разыскивать ответчика. В-третьих, неплохо масштабируются на любое количество сетевых ресурсов и пользователей.

Интернет-цензура по мотивам деловой репутации и антирекламы готова поехать  по колее, которую проложила копирайтная цензура. Не хватает одного: законодательного оформления. Предстоит ввести внесудебный порядок блокирования информации, угрожающей репутации предприятий, как это уже сделано для информации, нарушающей авторские права, интересы детей и государственную политику. И он будет введён, иного выхода нет. Старые судебные средства защиты не справляются с новыми электронными средствами посягательства. А защищаемый предмет – слишком дорого стоит, чтобы можно было оставить его без государственной защиты.

законодательство футурология цензура Крибрум
Alt text

Устали от того, что Интернет знает о вас все?

Присоединяйтесь к нам и станьте невидимыми!

InfoWatch

Блог компании infowatch infowatch.livejournal.com