9 Февраля, 2012

Trademark

InfoWatch
Вот тут некоторые говорят "репутация бренда". А ещё более некоторые – даже пытаются её измерять в Интернете (например, наш Крибрум ). Разберёмся, что же такое репутация и что такое бренд.

На русском юридическом оно называется "товарный знак" (ТЗ), то есть, обозначение (словесное, графическое или комбинированное) для индивидуализации товаров и услуг.

Право на использование товарного знака – предмет гражданского оборота, то есть ТЗ можно предоставлять в пользование (лицензировать) или передавать насовсем (отчуждать) другому лицу. За деньги. И передают, не стесняются. ТЗ никак не привязан к партии товара, заводу, технологии, стандарту, стране происхождения. Даже связь с правообладателем – не жёсткая, поскольку он может переуступить знак кому пожелает. А свойства (например, качество) товара зависят как раз от партии товара, от завода, от технологии, в крайнем случае – от страны происхождения. А от того факта, что владелец подписал договор с правообладателем, качество его товара не меняется. Зато к товарному знаку строго привязана реклама. Использовать чужой знак в рекламе своего товара запрещено.

Следите за руками. Если мы соотносим репутацию и ТЗ, получается, что репутация не определяется процессом производства товара, но определяется его рекламой. В силу закона. То есть, это – не извращение, это так задумано и закреплено в международных конвенциях и национальном законодательстве (для РФ – глава 76 ГК ).

Таким образом, репутацию можно покупать и продавать. Не нарабатывать борьбой за качество и жизнью праведной, а просто получить за деньги. Как костюм: хотите – купите готовый, хотите – закажите по мерке. Если кто-то хочет, чтоб репутация перестала быть предметом гражданского оборота, он должен отменить оборот товарных знаков.

Ваш покорный слуга уже давно не покупает одежду известных брендов. По той же причине, по которой работник мясокомбината не ест колбасу. Я слишком хорошо знаю, как брендыделаются, как они используются и отчуждаются. На какие товары ТЗ ставятся по закону, а на какие – просто так. Не известно, какое из двух хуже.