Реформа 152-ФЗ
В июле официально опубликован (далее – 266-ФЗ)
Основные изменения, который вносит закон:
- Вводится экстерриториальность Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее ‑ № 152-ФЗ).
- Вводится новое понятие – лицо, осуществляющее обработку ПДн по поручению оператора. Аналогичная роль представлена в европейских нормах (GDPR) в виде процессора или обработчика. Обоснованием для правомерного поручения иному лицу на обработку ПДн по-прежнему является однозначное согласие субъекта ПДн на такое поручение. При этом обработчик несет ответственность за правомерность обработки ПДн наравне с оператором, обязан внедрять необходимые меры безопасность и предоставить подтверждение их внедрения по запросу оператора.
- Вводится обязательность согласования с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор) государственных нормативных правовых актов в области защиты персональных данных (далее – ПДн), связанных с осуществлением трансграничной передачи ПДн, обработкой специальных категорий и биометрических ПДн, ПДн несовершеннолетних, предоставлением, распространением ПДн, полученных в результате обезличивания.
- Вводится запрет отказывать в предоставлении услуг в случае несогласия субъекта ПДн предоставить свои ПДн (в т.ч. биометрические), если в соответствии с федеральным законом получение оператором согласия на обработку персональных данных не является обязательным – оператор обязан разъяснять о юридических последствиях отказа.
- Вносится ряд изменений, касающихся трансграничной передачи ПДн, в т.ч. обязанность оператора направить в Роскомнадзор уведомление о намерении осуществлять трансграничную передачу ПДн (с указанием перечня стран, в которые планируется передавать данные), а также возможность запрета такой передачи от Роскомнадзора, если планируется передача ПДн на территории стран, не обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов ПДн.
- Корректируется порядок взаимодействия с субъектами ПДн, в т.ч. форма предоставления субъекту ПДн информации, касающейся обработки его ПДн, а также сокращаются сроки ответов на обращения субъектов и добавляются условия прекращения обработки ПДн при обращении субъекта.
- Добавляются новые критерии к согласию субъекта ПДн – помимо прочего, оно должно быть предметным и однозначным.
- Роскомнадзор должен будет установить требования по оценке вреда, который может быть причинен субъектам ПДн в случае нарушения 152-ФЗ, – требования должны быть опубликованы к 01.03.2023.
- Вводится обязанность операторов ПДн взаимодействовать с Государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (далее – ГосСОПКА) в порядке, определенном ФСБ России, а также уведомлять об инцидентах Роскомнадзор. При этом ФСБ России и Роскомнадзор также будут передавать друг другу информацию о компьютерных инцидентах, повлекших неправомерную обработку ПДн (ведомства совместно определят соответствующий порядок взаимодействия). Кроме того, Роскомнадзор дополнительно будет вести реестр учета инцидентов в области ПДн.
- Роскомндазор должен будет установить требования по подтверждению уничтожения ПДн.
- Существенно сокращен перечень исключений, при которых обработка ПДн допускается без направления уведомления в Роскомнадзор. Изменения касаются и сведений, которые необходимо включить в уведомление, в т.ч. указание категорий ПДн и субъектов ПДн, основания и способов обработки ПДн для каждой цели отдельно.
- Установлен срок информирования Роскомнадзора о корректировке данных, ранее полученных с уведомлением о намерении осуществлять обработку ПДн, и об исключении из реестра операторов ПДн.
- А также меняется статус Роскомнадзора: службе придается больший уровень автономности, предоставляется возможность вносить в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании нормативных правовых актов в области защиты ПДн и деятельности по обработке ПДн.
Большинство положений закона вступают в силу с 01.09.2022. Аналитиками ООО «УЦСБ» подготовлены подробные о грядущих изменениях и о предстоящих обязательных действиях операторов ПДн.
Минцифры готовит новую версию законопроекта об оборотных штрафах за утечку ПДнВ июле поступила информация о том, что Минцифры готовит изменения в об оборотных штрафах за утечки ПДн . Законопроект усиливает ответственность операторов ПДн, а также проясняет некоторые детали.
Основные изменения будут касаться:
- определения объекта утечки ПДн;
- соразмерности штрафов за утечки объемам и критичности ПДн, появившихся в незаконном обороте;
- поэтапности применения штрафов: за первую утечку штраф будет фиксированным, в случае повторной утечки будет применяться оборотный штраф (для которого также будут установлены границы);
- процедуры добровольной аккредитации компаний по критериям информационной безопасности.
О сроках готовности проекта изменений не сообщается.
Биометрия в ЕБСОфициально опубликован «О внесении изменений в статьи 14 и 14-1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» .
Согласно закону, если организация (в т.ч. государственные органы) в своих информационных системах осуществляет обработку ПДн, которые требуется разместить в единой биометрической системе (далее – ЕБС), они обязаны разместить такие ПДн в ЕБС без согласия субъекта ПДн. Необходимо лишь уведомить об этом субъекта и разъяснить, что в случае несогласия с действиями организации субъект может обратиться в ПАО «Ростелеком» (оператор ЕБС) с требованием о блокировании или уничтожении своих ПДн в (из) ЕБС.
Напомним, что перечень сведений, размещаемых в ЕБС, утвержден . Среди них:
- биометрические ПДн физического лица – гражданина РФ (изображение лица и запись голоса);
- основной государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, разместившего биометрические ПДн гражданина в ЕБС;
- СНИЛС уполномоченного сотрудника, разместившего биометрические ПДн;
- идентификатор учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг (ЕСИА).
Для общественного обсуждения опубликован «Об утверждении перечня иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных». Роскомнадзор предлагает дополнить перечень, включив в него:
- Иностранные государства, являющиеся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (далее – Конвенция) (включаются в перечень в соответствии с 266-ФЗ);
- Иностранные государства, не являющиеся сторонами Конвенции:
- Киргизская Республика;
- Китайская Народная Республика;
- Королевство Таиланд;
- Республика Индия;
- Республика Кот-Д’Ивуар.
Согласно проекту приказ вступает в силу с 1 марта 2023 года. Общественное обсуждение проекта завершилось 2 августа 2022 года.
О специальной категории ПДнВ обзоре Аналитического центра УЦСБ года была рассмотрена Государственного собрания Республики Башкортостан о расширении перечня ПДн, относящихся к специальной категории: в перечень предлагалось включить номер телефона, адрес электронной почты и почтовый адрес. В июле принято окончательное решение — рекомендовано не вносить проект законодательной инициативы в Государственную Думу.
Основаниями для решения отмечены следующие факторы:
- В соответствии с №152-ФЗ (ст.10) к специальной категории отнесены ПДн, при несанкционированном использовании которых наступают особо негативные последствия для субъекта. Кроме того, предлагаемый в инициативе перечень ПДн согласно № 152-ФЗ (ст.8) может быть отнесен к общедоступным данным, однако в инициативе не рассматриваются изменения в эту статью.
- Принимается во внимание, что номер телефона, адрес электронной почты и (или) почтовый адрес не всегда является ПДн (может определять юридическое лицо).
- Пояснительная записка к инициативе также не рассматривает судебную практику и иные статистические данные, позволяющие судить о наличии правового пробела.
Изменения июля коснулись и области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры (далее – КИИ).
Порядок представления сведений о результатах категорирования объектов КИИ для сфер энергетики и ТЭК
В начале июля стало известно об изменениях порядка предоставления сведений о результатах категорирования объектов КИИ. Изменения опубликованы в «О порядке представления субъектами критической информационной инфраструктуры сведений о результатах присвоения объектам критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения им одной из таких категорий».
Изменения касаются субъектов КИИ в сферах энергетики и топливно-энергетического комплекса. Согласно сообщению, сведения о результатах категорирования объектов КИИ, функционирующих в указанных сферах, следует направлять:
- в центральный аппарат ФСТЭК России – если субъект КИИ является федеральным органом исполнительной власти, государственной корпорацией или головной организацией интегрированных структур;
- в территориальное управления ФСТЭК России по федеральному округу – если субъект КИИ является самостоятельным юридическим лицом, дочерним, зависимым обществом, входящим в интегрированные структуры, или организацией, подведомственной органам власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления.
В остальном процедура категорирования и форма сведений остаются прежними. Напомним, что схожий порядок с 2021 года действует для субъектов КИИ, действующих в сферах здравоохранения, а также науки и оборонной промышленности (согласно Информационным сообщениям ФСТЭК России от 18.06.2021 и от 18.12.2021 соответственно).
Для субъектов КИИ, осуществляющих деятельность в иных сферах (кроме указанных ранее), действует прежний порядок – все сведения о результатах категорирования направляются в центральный аппарат ФСТЭК России.
Расширение перечня сфер деятельности субъектов КИИВ Государственную Думу внесен «О внесении изменения в Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», который предлагает отнести к субъектам КИИ государственные органы и учреждения, юридические лица и индивидуальные предпринимателей, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере государственной̆ регистрации недвижимости.
На данный момент статус законопроекта: рассмотрение в первом чтении. Законопроект планируется включить в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2022 года (декабрь).
Указ 250 – типовые положенияОфициально опубликовано «Об утверждении типового положения о заместителе руководителя органа (организации), ответственном за обеспечение информационной безопасности в органе (организации), и типового положения о структурном подразделении в органе (организации), обеспечивающем информационную безопасность органа (организации)».
Утверждены требования к уровню компетенций, должностным обязанностям и положению в организационно-штатной структуре организации (органа) Заместителя руководителя, ответственного за обеспечение ИБ. Основные положения:
- Ответственное лицо (далее – Лицо) назначается руководителем организации (органа), подчиняется непосредственно руководителю или лицу, его замещающему.
- Лицо входит в состав коллегиальных органов организации (органа).
- Указания Лица являются обязательными для сотрудников организации (органа).
- Лицо должно иметь высшее образование (специалитет, магистратура) по направлению обеспечения информационной безопасности (далее – ИБ). Если высшее образование получено по другому направлению – Лицо обязано пройти обучение по программе профессиональной переподготовки по направлению ИБ. Программа должна быть согласована с ФСТЭК и ФСБ России и должна включать не менее 360 академических часов (в соответствии с «Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности»).
- Лицо должно обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями:
- знания процессов и специфики обеспечения ИБ организации (органа);
- влияние информационных технологий (далее – ИТ) на деятельность организации (органа), их роль в процессах;
- информационно-телекоммуникационные технологии;
- обеспечение ИБ (понимание основ, технологий и процессов ИБ, владение управленческими навыками в сфере ИБ и т.д.);
- знание нормативных правовых актов в области ИБ.
6. Лицо уполномочено и обязано:
- организовывать и принимать непосредственное участие в формировании политик, стратегий по обеспечению ИБ организации (органа), а также организовывать процесс согласования и утверждения внутренних организационно-распорядительных, технических и иных документов в области ИБ с заинтересованными сторонами;
- организовывать реализацию мероприятий согласно утвержденным политикам, а также контроль выполнения требований внутренних и законодательных нормативных актов;
- организовывать работу по обеспечению ИБ (в том числе обнаружение, предотвращение и ликвидацию последствий компьютерных атак, управление инцидентами и т.д.);
- организовывать планирование, разработку, реализацию и контроль исполнения мероприятий по обеспечению ИБ, в т.ч. организационных и технических мер, развитие ИБ, повышение осведомленности сотрудников по вопросам ИБ, научно-технические исследования, посещение вебинаров, семинаров, выставок и т.д.;
- организовывать взаимодействие с ФСБ России и иными органами исполнительной власти;
- реализовывать и контролировать соблюдение организацией (органом) положений Указа Президента РФ №250 (и иных нормативных правовых актов в области ИБ);
- осуществлять руководство структурным подразделением организации (органа), обеспечивающим ИБ и т.д.
Постановление также утверждает требования к основным задачам, правам и обязанностям структурного подразделения, обеспечивающего ИБ организации (органа). Основные положения:
- Деятельность подразделения направления на исключение и (или) снижение негативных последствий инцидентов; обеспечение и повышение уровня ИБ организации (органа);
- Основные задачи подразделения:
- планирование, реализация и контроль мероприятий по обеспечению ИБ организации (органа);
- выявление уязвимостей и угроз безопасности информации;
- предотвращение утечек информации, несанкционированного доступа к защищаемым активам;
- обеспечение непрерывности процессов организации (органа) при наступлении компьютерных атак;
- взаимодействие с Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам (далее – НКЦКИ);
- подготовка отчетов о состоянии работ по обеспечению ИБ.
3. Подразделение наделено правами (в рамках выполнения своих обязанностей):
- запрашивать и получать доступ к работам и документам иных структурных подразделений;
- предлагать привлечение к работам по обеспечению и повышению уровня ИБ организаций, имеющих лицензии на соответствующие виды работ;
- проводить работы по повышению осведомленности, участвовать в конференциях, семинарах и т.д.;
- участвовать в работе комиссий организации (органа) по вопросам обеспечения ИБ, вносить свои предложения;
- предоставлять руководству органа информацию о нарушении работниками установленных правил обеспечения ИБ организации (органа) и т.д.
4. По результатам выполнения подразделением своих обязанностей проводится оценка эффективности функционирования подразделения.
Контроль перехода финансовых организаций на российское программное обеспечениеВ Государственную думу внесен «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изменения предполагают предоставление Банку России права на согласование планов перехода кредитных и некредитных финансовых организаций на российское программное обеспечение на значимых объектах КИИ, а также на осуществление контроля реализации этих планов.
Законопроект находится на стадии рассмотрения профильным комитетом, планируемый срок подготовки к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении – сентябрь 2022.
Результаты работы ТК 362В июле были опубликованы проекты ГОСТ, а также доклады о результатах работ Технического комитета по стандартизации «Защита информации» (далее ‑ ТК 362).
О проектах ГОСТЗавершено голосование членов ТК 362 за окончательную редакцию проекта национального стандарта . Уровни доверия аутентификации». Проект был рассмотрен членами ТК 362 и Технического комитета по стандартизации ТК 26 «Криптографическая защита информации» и опубликован для общественного обсуждения.
Замечания и предложения по проекту принимались секретариатом ТК 362 до 15.07.2022. Итоги общественного обсуждения на данный момент не подведены.
Завершено обсуждение членами ТК 362 .
По результатам электронного обсуждения сформирована сводка отзывов членов ТК 362. Отзывы рассмотрены и опубликованы с комментариями разработчиков. Окончательная редакция проекта повторно опубликована для голосования членов ТК 362 за окончательную редакцию проекта. Бюллетени голосования необходимо было направить до 5 июля.
Итоги голосования на данный момент не подведены.
О результатах работы ТК 362Опубликована .
Кроме работ по уже упомянутым ранее стандартам, в справке сообщается о следующем:
- председателю ТК 362 для согласования представлено Соглашение о взаимодействии с техническим комитетом по стандартизации ТК 228 «Средства надежного хранения и безопасности»;
- проведено голосование по вопросу отмены действующего национального стандарта ГОСТ Р 58189-2018 «Защита информации. Требования к органам по аттестации объектов информатизации» в связи с установлением порядка проведения работ по аттестации объектов информатизации в приказах ФСТЭК России от 28.09.2020 № 110 и 29.04.2021 № 77. Протокол направлен в Росстандарт для принятия решения об отмене;
- подготовлены первые редакции проектов национальных стандартов:
o ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1-20ХХ «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 1. Введение и общая модель» (Идентичный на основе ISO/IEC 15408-1:2021);
o ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-2-20ХХ «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 2. Функциональные компоненты безопасности» (Идентичный на основе ISO/IEC 15408-2:2021);
o ГОСТ Р «Защита информации. Система организации и управления защитой информации. Общие положения».
Справка также содержит сведения о работах по включению в состав ТК 362 новых членов, о дополнениях в программу на 2022 год упомянутых ранее стандартов, заключении договоров на редакции стандартов и т.д.
Отчет ТК 362 за II кварталНа сайте ФСТЭК России опубликованы .
Документ содержит сведения о принятых с апреля по июнь 2022 года национальных и международных стандартах в области защиты информации, а также об основных направлениях работ в рамках деятельности Международной организации по стандартизации (далее ‑ ИСО) и Международной электротехнической комиссии (далее ‑ МЭК) по совершенствованию международной системы стандартов в области защиты информации.
Согласно сведениям, во II квартале национальные стандарты в области защиты информации Росстандартом не утверждались. При этом ИСО и МЭК утверждены три международных стандарта в указанной области:
- ISO/IEC TR 22216:2022 «Информационная безопасность, компьютерная безопасность и обеспечение конфиденциальности. Новые принципы и изменения в положениях ISO/IEC 15408:2022 и ISO/IEC 18045:2022» («Information security, cybersecurity and privacy protection – New concepts and changes in ISO/IEC 15408:2022 and ISO/IEC 18045:2022»);
- ISO/IEC 27036-2:2022 «Компьютерная безопасность. Взаимоотношения с поставщиками. Часть 2. Требования» («Cybersecurity – Supplier relationships – Part 2: Requirements»);
- ISO/IEC 27400:2022 «Компьютерная безопасность. Обеспечение безопасности и конфиденциальности идентификационных данных для Интернета вещей. Рекомендации» («Cybersecurity – IoT security and privacy – Guidelines»).
В документе отмечено, что актуальность работ по переводу международных стандартов по-прежнему высока, на очереди перевод порядка 60-ти документов. При этом рекомендовано отдать приоритет стандартам, регулирующим вопросы идентификации и аутентификации, безопасности приложений и критерии оценки безопасности ИТ, поскольку проекты по этим темам включены в программу ТК 362 на 2022 год.
Взаимодействие с ТК 480В рамках взаимодействия с техническим комитетом по стандартизации «Связь» (ТК 480) членами ТК 362 была рассмотрена первая редакция национального стандарта ГОСТ Р .
По результатам рассмотрения ТК 362 сделан вывод о том, что проект не уделяет должного внимания вопросам обеспечения безопасности информации. Для устранения этого недостатка комитет рекомендовал учесть положения законодательства РФ в области защиты КИИ или сослаться на нормативную и методическую базу в этой области.
Письмо о результатах рассмотрения и отзывы организаций-членов ТК 362 опубликованы на сайте ФСТЭК России.
Изменения в КоАП и УК РФУжесточение наказаний за распространение государственной тайны (и не только)
Официально опубликован «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
Федеральный закон вводит в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) ряд статей, предусматривающих наказания за незаконное использование и (или) перемещение сведений, составляющих государственную тайну (далее – ГТ), нарушение требований законодательства РФ о защите ГТ и незаконное использование технических средств защиты.
Штрафы за нарушение запрета на сбор персональных данных (и не только)В июле Президент РФ подписал Федеральный закон от 14.07.2022 №259-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Закон вводит новые статьи (и части статей) в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), предусматривающие ответственность за нарушение запрета на сбор ПДн граждан РФ иностранным лицом в сети «Интернет», а также административную ответственность за нарушение правил пропуска трафика через технические средства противодействия угрозам (не предусмотренное в УК РФ).
Изменения для кредитных финансовых организацийБанком России официально опубликовано «О внесении изменений в Положение Банка России от 17 апреля 2019 года № 683‐П «Об установлении обязательных для кредитных организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента».
Указание вносит изменения в части требований к программному обеспечению, распространяемому клиентам в целях совершения банковских операций. Ранее, если ПО не сертифицировано в системе ФСТЭК России, допускалось проведение в отношении такого ПО анализа уязвимостей по оценочному уровню доверия не ниже 4 (ОУД 4). Для его проведения необходимо было привлекать организацию-лицензиата ФСТЭК России.
Сейчас, если ПО не сертифицировано, необходимо проведение оценки соответствия по уровню не ниже ОУД 4. При этом такую оценку можно проводить как самостоятельно, так и с привлечением лицензиата ФСТЭК России.
Если же кредитная финансовая организация (системно значимая или значимая на рынке платежных услуг) принимает решение о сертификации ПО – необходимо получение сертификата соответствия требованиям ФСТЭК России не ниже 4 уровня доверия, если это ПО, используемое для перевода денежных средств (указанного в п.1.2 ), и не ниже 5 уровня доверия в остальных случаях. Напомним, что требования к уровням доверия утверждены (для служебного пользования).
К требованиям о технологиях обработки защищаемой информации добавляются:
- необходимость идентификации устройств клиентов при использовании удаленного доступа для совершения банковских операций;
- двойной контроль при проверке правильности формирования электронного сообщения;
- входной контроль посредством проверки правильности заполнения полей и принадлежности электронной подписи её владельцу;
- контроль дублирования электронного сообщения.
А также:
- детализированы требования к использованию электронной подписи и других средств криптографической защиты электронных сообщений;
- вводится требование подтверждать адрес электронной почты клиента;
- необходимо введение ограничений на совершение всех или определенных видов операций или ограничение максимальной суммы банковской операции клиентам, совершающих операции удаленно с использованием сети «Интернет»;
- необходимо будет уведомлять Банк России в том числе о сайтах в сети «Интернет», которые используются для осуществления банковской деятельности;
- в явном виде указывается необходимость соблюдения требования Федерального закона от 26.07.2017 №187 «О безопасности критической информационной инфраструктуры» для организаций, являющихся субъектами КИИ.