О народной культуре, детском воспитании и научной конференции

Народная культура Александра Александровича Шевцова
Осенью 2016 года на базе одного из ведущих университетов Санкт-Петербурга предполагается научно-практическая конференция, идейным вдохновителем и организатором которой является профессор Балтийской педагогической Академии, доктор психологических наук, этнограф, психолог и историк – Шевцов Александр Александрович.


Конечно, мы не смогли оставить без внимания это событие культурной и научной жизни города, и попросили Александра Александровича уделить нам время и ответить на несколько вопросов.

Разговор сложился таким образом, что помимо интересного рассказа о семинарах Александра Александровича, мы узнали и о том, как можно приобщить детей к русской народной культуре и передать им культурно-исторический опыт предыдущих поколений в веселой игровой форме на подворье бабы Яги.

- Александр Александрович, здравствуйте! Мы знаем, что Вы являетесь организатором научно-практической конференции, которая состоится. Расскажите, пожалуйста, что это будет за конференция, каким проблемам она будет посвящена, и кто будет принимать в ней участие?

- Да, планируется осенью такая конференция. Сейчас изъявили желание принять участие представители Российского Государственного Университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии. Есть и другие заинтересовавшиеся ученые, но они пока не подтвердили окончательно свое намерение.

Посвящена конференция будет вечному острому вопросу – недостающему звену между фундаментальной психологией и прикладной работой.

- Как будет проходить конференция, что бы Вам хотелось на ней видеть?

- Смысл любой конференции – это возможность профессионального общения и обсуждения сложных наболевших вопросов. Это живой обмен опытом, мнениями и знаниями. Именно это мне и хотелось бы видеть. Хотелось бы диалога между теоретиками и практиками, между представителями различных научных взглядов.

- Александр Александрович, Вас ведь можно в большей степени назвать практиком, чем теоретиком?

- Могу сказать, что за 25 лет своей работы я провел больше 600 семинаров. А на семинарах, конечно, много прикладной работы.

- На конференции Вы будете делиться опытом практической работы?

- Обязательно.

- Расскажите, пожалуйста, сейчас немного о Ваших семинарах. Как они проходят, кто Ваши слушатели?

- Рассказать конкретно о семинарах очень трудно. Они очень разные. Были семинары 90-х, были семинары начала 2000-х. Даже сейчас, после всех событий, которые у меня произошли, идут семинары совершенно другие. Все постоянно меняется.

Но методологический принцип построения практически всегда один и тот же: заявляется тема, пишутся к ней методические материалы. Без методических материалов с научным обоснованием всех мероприятий, которые будут проводиться в рамках семинара, ни один семинар не проводится.

- Сколько по времени обычно продолжается семинар?

- Семинар обычно проводится с пятницы по воскресенье. Хотя бывали и большие семинары – до пяти дней. В начале семинара объясняется, как ведется обучение, что будет происходить. Если, например, кто-то не хочет участвовать в работе, он должен об этом заявить. Дальше выдаются бейджи, обязательно разного цвета: новичкам выдаются зеленые – это означает, что с человеком взаимодействовать надо осторожно. Если сложные вопросы возникают, то существуют специальные психологические мастерские, которые помогают разобраться с психологическими сложностями.

Дальше читается первая вводная лекция, я ставлю задачи и рассказываю, что мы будем изучать, и какова будет методика. Это обязательная часть.

Затем делаются какие-то подвижные упражнения, игры. В рамках семинара движения соответствуют задаче. Даже, точнее сказать – движения, как некое воплощение этой задачи. Это важно и для здоровья – нельзя перегружать людей информацией.

Причем я всегда прошу каждое упражнение делать применительно к своей личной задаче, которая стоит перед человеком в данный момент его жизни. Очень часто это сразу помогает решить какую-то его реальную жизненную проблему. Часто люди получают звонки прямо во время семинара и не могут поверить, что это действительно происходит. Да я и сам не знаю, что это – совпадение или мистика. Но главное, что люди получают то, что им нужно.

Подвижные игры чередуются с теоретическим материалом. Периодически разбираются главы из методического пособия.

- Игры, о которых Вы сейчас говорили – это специально подобранный комплекс упражнений из психологической практики или это традиционные народные игры?

- Всякие. Часто это народные игры, но могут быть и игры, выстроенные строго под задачу. Например, игры на командный или дружинный дух.

- Вы занимаетесь на протяжении всего дня или у участников остается свободное время на самостоятельный отдых?

- Считается, что семинар идет до 22-00. Но после окончания обычно расходиться никто не хочет. А так как в это время заниматься какой-то серьезной работой уже нельзя, поздно и все устали, то я выхожу и начинаю просто всех развлекать. Мои преподаватели и стажеры мне помогают. У них самих всегда есть ко мне какие-то вопросы: или им надо готовиться к турнирам, или к этнографическим сборам и реконструкциям праздников. Вот какие вопросы возникли, этим мы и занимаемся, а остальные участники уже просто становятся зрителями. Могут смотреть, могут спать идти.

Часто я показываю рукопашь, народную борьбу, отвечаю на вопросы по стеношному бою. Кто-то спрашивает по пляскам, по народным играм, по забавам. Но все это уже не имеет отношения к семинару. Я занимаюсь с моими учениками и, поэтому, мы сами решаем, чем хотим заняться. Остальные просто могут наблюдать. Конечно, мы при этом стараемся показывать что-нибудь красивое, чтобы людям было интересно. Например, женщины часто показывают народную борьбу.

- Женщины борются?

- И женщины, и бабушки борются. Вообще существуют приемы, в которых женщины могут без проблем одолеть мужчин. Меня часто просят дать самооборону для девчонок. Это не такие сложные приемы, как в карате или дзюдо. Это легкие движения, которые может понять и сделать любая женщина, не перегруженная тренировками.

А вообще интересно смотреть на женскую «стенку» против мужской. Первые две «стенки» женщины всегда побеждают. Все просто. По правилам «стенки» по ногам бить нельзя, по голове тоже. А раз «стенка» женская, значит, в грудь бить тоже нельзя. Ну и пока мужики в растерянности, женщины тут их и сносят. Но зато к третьей «стенке», изрядно потрепанные мужики договариваются о коварстве, осторожно подходят, чтобы их сразу не смяли и начинают женщин расплясывать. Женщины не выдерживают. Они бросают свою «стенку» и начинают плясать с мужиками. Причем, потом возмущаются: «Я не хотела плясать, а сама гляжу, что уже пляшу» – Александр Александрович смеется.

В общем-то, это все объяснимо и правильно, потому что и стенки все эти, и крепости, и другие забавы – все это в народной традиции часть культа плодородия. Это то, что должно было привести человека к счастливой жизни. Очень часто многие праздники были приурочены к свадьбам. Урожай собрали – «Покров». А что там говорилось, помните: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду – женишком». Такая вот народная формула.

Иногда показываю какие-то редкие вещи. Игры, которые тянулись из глубокой древности и связаны с чародейством. Это тоже неотъемлемая часть русской культуры. Только мало известная.

Еще, бывает, играем в «звериные игры». Интересно, что участники, так входят в образ животного, что повторяют его с удивительной точностью. Как будто срабатывает какая-то генетическая память. Все смеются, всем весело и, конечно, никто не расходится спать. А вообще раньше на Руси игр ведь было очень много. Все это скоморошьи забавы.

В самом конце вечера у нас всегда пляски. И мы обязательно следим, чтобы никто из женщин не остался без внимания. После плясок у всех складывается ощущение, что свершилось что-то очень правильное. Ощущение правильного окончание вечера.

Ну а в последний день семинара дается основная тема и завершается семинар беседой.

- Насыщенная у Вас программа! А как лучше принимать участие в семинарах, парами или по одному?

- Абсолютно все равно. На пляски лучше парой, либо, – Александр Александрович смеется, – с мыслью, что пару тут можно найти. Но, если девчонка без пары, мы не позволим ей остаться не оплясанной. Вечер должен состояться у всех, все должны поплясать. Для женщин это очень важно, не остаться не приглашенной.

- Тогда вопрос о застолье. Как на семинарах обстоит дело с горячительными напитками, разрешается?

- Не запрещается. Только никому это не нужно.

- Но ведь хмельное застолье – это тоже русская традиция?

- Питие было другое. Почему-то всем кажется, что народ напивался. Но, скорее всего это было культовое действо. Поэтому, я думаю, что когда князь Владимир не смог отказаться от крепких напитков, это было связано с нежеланием отказаться от языческого приобщения к богам. Через питие приобщались, а не напивались. Поэтому понятие «упоение» скорее передает состояние. Потом битва церкви как раз шла за то, чтобы лишить народ веселья. К XVII веку они уже возами свозили к берегам Москвы-реки гудки и гусли, а скоморохов отправляли на Север. Не должны были люди веселиться, потому что веселье приобщает к богам.

Так что прочитать в былине, что кто-то напился в современном смысле слова, невозможно. Подобное начинается только уже в XVII веке в связи с появлением кабаков, когда кабачники намеренно спаивали людей. В это время и водка начинает появляться, и сказки, в которых кто-то из героев пропивается. Древность не знает этого.

- А как Вы относитесь к языческим традициям?

- Никак, я не имею отношения к язычникам. У них очень много всего нафантазировано.

- То есть Вы исследуете народные традиции уже после крещения Руси?

- Я занимаюсь только тем, что удалось собрать этнографам в XIX – XX веке и нам самим. И до сих пор еще удается собирать. Язычество умерло как таковое где-то к XI веку. Осталось частично как двоеверие. Но и двоеверие дожило века до XVI. А все остальное, это уже реконструкция. Поэтому мне не интересно.

В народе сохранилось достаточно много настоящих знаний, которые не нуждаются в усилении через сакрализацию. Вот сохранить их было бы ценностью. Те обряды, которые у нас восстановлены, проводятся именно так, как проводились в прошлые века. Мы занимаемся строго этнографической работой. Ребята стараются выступать на научных конференциях, пытаются защищаться по этнографии, по фольклористике.

- Семинары это то, что может быть интересно и полезно взрослым. А существуют ли какие-то программы для детей? Скоро каникулы и многие родители уже озаботились выбором летнего отдыха для ребенка. Существуют ли в принципе способы, как донести до детей их национальную культуру? Или сказки – это единственный способ передачи культурного наследия?

- Да, это очень интересное направление. У нас разработаны курсы для девочек и для мальчиков. Один называется «Волчатник». Это летний отдых для мальчишек 10 – 16 лет, в процессе которого они отыгрывают свои желания. Отыгрывают правильно. Другой – для девочек. Он называется «Подворье бабы Яги»

- Страшноватое название!

- Вовсе нет. Подворье бабы Яги – это то место, куда девочки уходили на обучение. Баба Яга – это реально существующая женщина, которая живет сама по себе в лесу. При этом она владеет различными ремеслами и обладает знаниями.

К нам приходят девочки от 7 лет и до 16. Они осваивают те ремесла, которые осваивали девочки их возраста раньше. Они учатся прясть, делать тряпичных кукол, занимаются с глиной.

- Но отношение к детям в современной культуре заметно отличается от того, что было раньше. Вы как-то учитываете это?

- В современной культуре дети отделены от взрослых. Детские дела отделены от взрослых дел. Раньше такого не было. Мы не делим проблемы на детские и взрослые. Есть одна жизнь, одна семья, в которой могут возникать какие-то общие проблемы. Если в семье строится быт по таким принципам, то и все решения принимаются сообща. Ребенок может повлиять на принятие решения так же, как и родитель. Такой подход к воспитанию во всех детских мастерских взят за основу. У детей нет детских проблем. Есть сложности, которые возникают в их жизни и которые надо помочь им научиться решать.

- А в то время, когда дети не заняты изучением ремесел, как они проводят время? С ними кто-то находится рядом и организует их досуг или они предоставлены себе и занимаются, чем хотят?

- За детьми, безусловно, всегда кто-то присматривает. Как правило, они садятся разговаривать. Если же дети начинают сами играть, то взрослый просто включается и помогает им, если это нужно.

Старшие девочки возятся с младшими. Например, семилетние девочки могут возиться в песочнице с малышами, которым 3 – 5 лет. Им это нравится и это имеет историческое обоснование. Ведь няньками были как раз девочки 7 – 10 лет. Девочки этого возраста всегда уже нянчили детей. Они уже могут это. В итоге, малышам хорошо, потому что девочки занимаются с ними с огромной охотой, а для девочек это возможность поверить в себя, в свои силы. Быт организован таким образом, чтобы девочки могли почувствовать себя нужными, способными.

Нас часто благодарят родители за то, что девочки, проведя у нас 4 – 5 дней, вернувшись, становятся более ответственными, начинают по дому помогать.

- Дети находятся у Вас без родителей?

- Нет, они только днем без родителей. На ночь их забирают домой. Для наших занятий не принципиально погружать полностью ребенка в среду. А бывает, что у ребенка сложности с общением, тогда он начинает приходить к нам сначала на 2 – 3 часа.

- «Проблемных» детей Вы тоже принимаете?

- Всех детей. Поймите, детская среда, если ее не насиловать, не пытаться переделать, она сама поможет любому ребенку. Единственное, что надо – это быть рядом и, если кто-то зашел за грань, остановить и поговорить: «Что случилось?», «Почему?», «Ты понимаешь последствия своих поступков?». Можно спросить: «Почему ты сделала так, что она обиделась?», «Ты хотела ее обидеть или у тебя была другая цель? Если ты хотела чего-то другого, то, как можно было поступить?» Основная задача взрослых людей, которые находятся рядом, просто говорить с детьми. Тогда они сами начинают решать задачи, которые им жизнь подбрасывает.

- А изучение ремесел?

- Ремесла это просто одна из составляющих. Многие девочки приезжают к нам постоянно. Девочки взрослеют на наших глазах. И если, сначала они играли малышками в песочнице, то приехав повзрослевшими девушками, они задают уже намного более серьезные вопросы.

- Много обычно детей в такой группе?

- Нет не много. Обычно 12 – 15 человек.

- Вы сказали, что на подворье находятся девочки от 7 до 16 лет. А после 16 лет?

- После 16 лет мы уже девочек не берем. В этом возрасте у них уже сложившиеся убеждения. Не будем же мы их ломать. Какой в этом смысл? Это была бы неоправданно трудная и к тому же бессмысленная работа. Вот когда они приходят потом, уже повзрослевшие, их можно многому научить. И не только, например, научить их танцевать или общаться с молодыми людьми. А, в сущности, научить их быть счастливыми.

- Вы можете научить танцевать?

- Конечно! «Барыню», «Комаринскую» – без проблем.

- На семинарах, если попросят, тоже танцевать учите?

- Да, более того – за 10 минут. Главное понимать, о чем этот танец, тогда все получается легко, само собой. Проблема в том, что многие молодые люди не умеют даже правильно руку подать девушке, а, к тому же еще и стесняются. А начинают нормально общаться и с танцами все получается.

- Тогда последний и самый главный вопрос, как могут молодые люди и девушки попасть к Вам учиться?

- Я не провожу занятия со всеми подряд. Зачем? Для зарабатывания денег? Люди должны обладать некой грамотностью, культурой в работе над собой. Если этой грамотности нет, тогда вся работа бесполезна. Необходимо понимать, ради чего ты вообще над собой работаешь, ради чего ты вообще приехал сюда. Если человек сам себе не задает такие вопросы, то работы все равно не будет. И когда психологи принимают людей, не обладающих этой культурой, такие приемы превращаются просто в выкачивание денег. Я этим не занимаюсь.

Вот, например, долгое время мы вели так называемую «Армию», то есть подготовку допризывника. Здесь все понятно, мальчишкам надо скоро идти служить. Начинали они к нам приходить в 14 лет и до 18 лет мы с ними занимались. Они знали ради чего им это надо, а значит, с ними можно было говорить, работать.

Так же и с девочками. Если ее родители сами ничего не могут ей рассказать, она приезжает, смотрит со стороны, ей все кажется диким. Она ничего не понимает и уезжает. Все. Девочка должна понимать чему и для чего ей нужно учиться. С ней надо говорить. Тогда в разговоре она сама начинает осознавать шаги, которые ей нужно пройти. Вот если она увидела эти шаги, она начинает понимать, почему она должна сделать то или другое. А если она понимает, тогда все получится. Насильно нельзя человеку помочь. Надо, чтобы человек понял, что именно ему нужно и захотел. Если человек не хочет, то ни один психолог, ни одного направления ему не поможет.


- Александр Александрович, может быть Вы могли бы дать несколько советов родителям подрастающего поколения?

- Советы тут просты. Детей нельзя обманывать, все обещанное должно быть выполнено и их надо видеть и слышать. Если вы понимаете собственного ребенка, он всегда будет вам благодарен и счастлив, потому что счастье – это когда тебя понимают.
Александр Шевцов Исследователь Александр Шевцов доктор психологических наук Александр Шевцов психолог Александр Шевцов философ Александр Шевцов этнограф Александр Шевцов историк Александр Шевцов ученый Александр Шевцов русский психолог Александр Шевцов культурно-историческая психология Александр Шевцов теория познания Александр Шевцов самопознание Александр Шевцов душа Александр Шевцов наука о душе Александр Шевцов психология о душе Александр Шевцов Автор идеи издания Полного собрания русских сказок Александр Шевцов Патриот Александр Шевцов Сноб Александр Шевцов Рукопашь Александр Шевцов Бесконтактный бой Александр Шевцов Русский бой
Alt text

Если вам нравится играть в опасную игру, присоединитесь к нам - мы научим вас правилам!

Подписаться

Игорь Бедеров

+7(812)983-04-83 office@irozysk.ru www.интернет-розыск.рф www.телпоиск.рус