Информационные войны в бизнесе и не только...

Информационные войны в бизнесе и не только...
Развитие информационного общества не могло не отразиться и на средствах ведения войны. С начала XX века, одновременно с развитием информационных технологий, развивается и информационное оружие. Оно прошло длительный путь развития и продолжает совершенствоваться в технологиях подачи и распространения. Первым шагом можно назвать устное слово подстрекателей и народных лидеров, первые печатные издания, массовые призывы, листовки и прокламации. Второй шаг - появление фотографии и радио, а также телефонной связи. Именно телефон и радио стали первыми средствами прямого общения между людьми и доведения информации, не ограниченной государственными, религиозными и иными границами. Следующий шаг в развитии информационных технологий - появление телевидения. Не будем кривить душой и в очередной раз признаем, что посредством оных средств массовой информации обществу внушается та версия, которая по тем или иным причинам видится владельцам всех этих газет, журналов, теле- и радиоканалов самой удобоваримой. Ну и в качестве маленького дополнения отметим тот факт, что даже если свобода мнений и прессы обозначена в основном законе государства, цензура всё равно имеет место быть.
 
Последний шаг был сделан с появлением Интернета. Именно интернет-технологии позволили отойти от диктата государственного мнения и мнений отдельных малочисленных группировок людей, обладающих большими финансовыми возможностями, такими же амбициями и толикой бесстрашия. С появлением Интернета появились безграничные возможности получения и обмена информацией. Сегодня каждый может донести до общества свою точку зрения. Но не только донести, а еще и отстоять свое мнение в свободном споре с такими же, как и он, пользователями сети. Общение стало повсеместным, интерактивным - и это самое важное, что произошло со средствами распространения информации за всю историю. Сеть пришла в каждый дом, в каждый компьютер. Государственные границы в сети больше не существовали. Языковые и религиозные барьеры были стерты. Цензура практически перестала существовать.
К настоящему времени третьей по численности населения страной в мире стала, вы не поверите, социальная сеть Фейсбук! Именно соцсети, на сегодняшний день, отражают стремления большинства населения к общению, выражению своего мнения, получению интересных новостей. Они стали следующим шагом в развитии общения после форумов и личных блогов. Надо сказать, что форумы были ограничены и подвержены цензуре. Содержать же и писать свой сайт или блог, большинству было достаточно сложно или накладно. Все эти недостатки напрочь отсутствуют в социальных сетях, что и привело к их повсеместному развитию на планете.
А теперь я расскажу, почему все то, что я описал так важно для бизнеса.
Москва. 22 мая 2010 года. INTERFAX.RU: “Роспотребнадзор приостанавливает продажу пяти видов кофе Nestle в 100-граммовых банках, в которых могут содержаться частицы стекла, сообщил "Интерфаксу" в субботу глава ведомства Геннадий Онищенко.»
Обычная новость, если не рассказать ее историю. В конце 2009 - начале 2010 гг. в российских социальных сетях начала активно муссироваться тема отравлений, связанных с употреблением кофе из 100-граммовых баночек Nestle. По словам авторов, в данных банках с кофе содержались частицы стекла. По мере развития тема обрастала все новыми подробностями и ужасающими фактами. Масштаб бедствия, если оценивать его исключительно по социальным сетям, был близок к свиному гриппу. Далее тема начала обрастать еще более интересными подробностями. В социальных сетях, блогах, форумах, сайтах начали появляться фиктивные заявления отдельных государственных чиновников и просто известных лиц, требовавших или напрямую запрещавших употребление продуктов Nestle. Здесь мы остановимся, чтобы уточнить наиболее интересные моменты. Во-первых, почему именно 100-граммовые баночки кофе? Очень просто. Согласно всем опросам и данных о продажах, этот вид товара является самым массовым и покупаемым у Nestle. Во-вторых, почему частицы стекла? Человеку свойственно бояться, любому и каждому. Страх за здоровье своё и своих близких, пожалуй, самый основной. Частицы стекла в сознании потребителя рисуют самые удручающие картины проблем со здоровьем. В-третьих, почему первые публикации появились именно в социальных сетях? Потому, что это территория свободного мнения! И информацию в них можно распространить достаточно быстро и бесплатно. Особенно, если эта информация «горячая».
Что же произошло в итоге? В результате целенаправленных информационных вбросов, содержащих негативные для Nestle информационные сущности, корпорация потеряла колоссальные деньги, вынуждена была отзывать партии товара из магазинов, ряд их товаров подвергся запрету к продаже на территории страны. А самое главное - корпорация потеряла доверие со стороны своих покупателей, и именно поэтому, она вынуждена будет нести колоссальные затраты по восстановлению своего доброго имиджа. Стоит отметить, что ни одной официальной проверки, по итогам которой были бы выявлены частицы стекла в кофе, публике представлено не было. Как не были представлены и реальные многочисленные пострадавшие. Именно этот случай можно, с определенными оговорками, назвать первой общеизвестной широкомасштабной информационной войной в интернете, направленной против конкретного предприятия.
В данной статье мы не будем касаться такого явления, как мошенничество в интернете. Имея только отчасти схожие методы работы с информационными войнами, они преследуют совершенно другие цели. И эти цели достаточно четко прописаны в конкретных статьях Уголовного кодекса. Информационные войны - это явление совершенно иного порядка. Вы можете даже не знать, что они идут, пока это не отразится лично на Вас или на Вашей компании. Вы можете даже не суметь понять это уже и после того, как информационное воздействие разрушило Вашу деловую репутацию. Почему же так происходит и куда смотрит служба безопасности?
Это такой же вопрос, как «Почему априори нельзя собрать компромат?» Да, потому и нельзя, что собрать можно только определенную информацию. А компромат - это уже личностный окрас того, кто будет изучать эту информацию, его отношение к данным сведениям. Почему, например Билл Клинтон получил в США импичмент за связь с Моникой Левински, а в России за этот поступок ему хлопали и называли настоящим мужиком? Так и в случае с информационными войнами. До того, как публика оценит информацию определенным образом, она останется лишь информацией. А вот как сделать так, чтобы народные массы оценили данную информацию именно так, как нужно Вам, мы и поговорим. Это и будут настоящие информационные войны или, иными словами, система управления репутацией (общественным мнением) в интернете.
Согласно мнению специалиста по информационным войнам, Игоря Нежданова, манипулировать общественным мнением можно, если знать пять основных свойств человеческой природы. Первое свойство человеческой природы заключается в том, что человеку сложно внушить то, чего бы он уже не знал заранее или о чем бы не догадывался. Это знание человека рождается из его социализации, обучения, воспитания, жизненного опыта и т.д. Второе свойство человеческой природы прямо происходит из его стадного чувства. Человек (каждый по-отдельности) - разумен, а толпа - тупой, склонный к панике и опасный зверь. Толпой легко манипулировать, толпа поддается лозунгам, жжет книги или покрышки, ходит под флагами, уничтожает своих противников (т.е. тех, на кого покажут лидеры этой толпы). Следующая особенность человеческой природы состоит в том, что человек более склонен поступать эмоционально, нежели разумно. Поддаваться чувствам, эмоциям, порыву. Поэтому и воздействие на индивидуумов и происходит по всем правилам психологии. Это касается и подачи и окраса материала. Удивительно, насколько важным средством информирования стала крошечная картинка с подписью - демотиватор. А ведь вдумайтесь, насколько мощное и продуманное средство пропаганды. Картинка воздействует на первичные эмоции человека, текст легко направляет мысли в нужное русло, фон - создает общий и завершающий вектор осознания материала. Отметим еще одну особенность человека. Человек лучше всего поверит в информацию, если она будет многократно повторена, с одной стороны, а с другой - придёт к нему из разных информационных каналов. Согласитесь, проще поверить в пост пользователя социальной сети, если в этот же день ты увидел репортаж об аналогичном событии в новостях на телевидении. Также проще поверить конкретному человеку, с которым общаешься сам напрямую, нежели абстрактной новостной ленте. Наконец, пятое свойство человеческой природы заключается в том, что (несмотря на первое свойство своей природы) человек любит совершать сенсационные открытия (открывать себе на что-то глаза). Вот мы жили и не знали, а все, оказывается, совсем по-другому. "Образ врага" объявлен и каждый открыл его для себя заново.
Все эти особенности человека вы обнаружите заново для себя, когда в очередной раз зайдете в социальные сети. Огромное количество пропаганды, контрпропаганды, промывания мозгов. Я сам наблюдал, как у совершенно адекватных людей, "падала планка", стоило только коснуться вопросов Крыма или ситуации на Украине. Человек становился автоматически тупым существом, выкрикивающим шаблонные лозунги. Вот он, образ врага, в действии.
Теперь стоит разобраться, собственно, из чего состоят информационные войны. Итак, в первую очередь, это необходимые материалы, а во-вторую, средства распространения этих материалов. Что тут стоит отметить. Создание материалов должно быть подчинено четкой логике. Они должны быть разнообразны, но последовательны. Могут публиковаться, статьи, новости, репортажы, документы, фотографии, демотиваторы, видео и аудиозаписи, обсуждения, посты. Единственной логикой и смыслом их распространения должна являться конечная цель. Та цель, что будет написана в самом материале, не имеет значения. Она может быть различной. От защиты нравственности до сдерживания эпидемии. Настоящая ее цель будет иной. И имя этой цели — разрушение. Теперь о том, как распространяется информация по сети. Есть множество методик и вариаций такого распространения. Например, опубликованные материалы могут живо подвергаться троллингу. Автоматизированные боты или созданные пользователи в помощь! Цель всего этого - создать, поддерживать и разворачивать информационную волну, которая охватит максимально большее число пользователей в едином порыве. А тот момент, когда информационный вброс достигнет своего максимума, можно считать моментом того, как "ложь станет правдой". И с этой "правдой", поскольку ее разделяет большое число людей, придется считаться. К разрешению ситуации подключатся официальные власти и ... цель будет достигнута.
Что же можно противопоставить враждебной пропаганде и распространению вредоносной информации? Первое, что надо делать - это своевременно выявлять риски для своего имиджа. Следует вести постоянный мониторинг публикаций связанных с собственным брендом, семантически выявлять среди них вредные публикации. Делать это следует, чтобы определить т.н. "нулевого пациента" - первоисточник информации. Проще же обнаружить и задушить заразу в зародыше, не так ли? Это еще не все. Вредоносную информацию надо уничтожить или размыть. Для этого существует контрпропаганда, основная суть которой в том, чтобы вредоносная информация (тем или иным способом) не стала достоянием широкой публики. Она уничтожается, высмеивается, редактируется. Если источник будет считаться априори недостоверным, то и меньшее число людей станет к нему прислушиваться. То же касается и аудитории. Если потребитель информации будет считать аудиторию того или иного информационного потока маргинальной, криминальной или иным путем утратившей доверие, то и он не станет участником данного сообщества. Внимание аудитории от вредных идей можно переключить путем внедрения свежей и актуальной новости. Вспомните, когда верхи не хотят жить по-новому, а низы - не могут жить по-старому, требуется консолидация общества. Или маленькая победоносная война. Это и есть отвлечение внимания. Иначе можно создать "пугало", гиперболизировать проблему. Из малого недостатка взрастить колоссальную проблему. Возрождение национализма, обезглавливание советской армии в 30-е годы. Все это проблемы надуманы, не имели никакого важного значения, но в силу определенных причин были поставлены во главу угла.
К моему сожалению, если не взять под контроль поток информации из интернета, то в дальнейшем (с развитием сети) ситуация будет усугубляться. Уже сейчас, многие социальные сети фактически подменили собой официальные СМИ в глазах граждан. Это в корне неверно. Не может мнение частного лица быть основополагающим. Не может быть разброда во мнении по ключевому вопросу, поскольку он формирует хаос. В этом году наша страна будет отмечать 70-ю годовщину со дня Великой Победы. Именно благодаря колоссальной консолидации общества удалось совершить настоящий подвиг многомиллионного народа. Советский Союз фактически в одиночку годы воевал против фашизма. В одиночку мог и победить! Весь народ работал, мыслил и творил ради одной великой цели - защиты своей Родины. Сегодня, в юбилей Великой Победы мы снова стоим на пороге войны, в которую нас заталкивает западная пропаганда, отстаивающая свои меркантильные интересы. Начиная от 4-го крестового похода и последовавшего разграбления Константинополя - оплота православия, столицы богатейшей империи, Запад презирал ценности православия. После падения роли Константинополя, за счет разграбленного, разбогатели итальянские города-государства. Сформировалась современная банковская система. Появились древнейшие финансовые роды (будущих Ротшильдов и Рокфеллеров). С падением роли Итальянских государств, они перебрались в Англию, затем в США. Все это время они интриговали и устраивали войны с одной целью - уничтожить последний оплот православия и наш образ жизни. Два Рима было разрушено. Москва - третий Рим, а четвертого не дано!
Источник: Директор по безопасности №4 (апрель) 2015
Автор: Игорь Бедеров
информационные войны в интернете воздействие на деловую репутацию в сети троллинг и вбросы информации шантаж через интернет управление репутацией в интернет инфовойны зомбоящик информационные войны против россии распространение информации в интерн
Alt text

Игорь Бедеров

+7(812)983-04-83 office@irozysk.ru www.интернет-розыск.рф www.телпоиск.рус