20 Октября, 2015

Проверка контрагентов в Белоруссии.

Игорь Бедеров
Вновь обратимся к теме проверки иностранных компаний. На этот раз коснемся нашего соседа и союзника – Белоруссии.
Прежде всего отметим, что в Белоруссии ситуация с доступностью деловой информации значительно отличается от российской. Сказываются различия в законодательстве, бизнес-культуре, иное развитие рынка информационных услуг в целом.
Государственные интернет-ресурсы предоставляют крайне немногочисленные данные о юридических лицах Белоруссии и их текущем статусе. Даже получение выписки из Единого государственного регистра Минюста (аналог нашего ЕГРЮЛ) связано для россиян с определенными трудностями из-за применения белорусской платежной системы.
Финансовые показатели, в соответствии с белорусским законодательством, доступны только у ОАО, в отношении компаний с другими организационно-правовыми формами получить подобные данные вообще не удастся.
Информация по арбитражным делам также не расположена в открытом доступе.
На информационном рынке полностью отсутствуют предложения on-line сервисов по проверке контрагентов (типа СПАРК, Интегрум и др.). Более того, крайне мало компаний предлагает и предоставление off-line бизнес-справок о белорусских юридических лицах, при этом ряд из них, по нашим оценкам, просто аккумулируют информацию из Интернета.
Тем не менее, определенные возможности по проверке белорусских компаний существуют. Что можно рекомендовать к самостоятельному использованию из открытых белорусских интернет-источников?
1. «Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере». Ведется Министерством по налогам и сборам Белоруссии, поиск по нему осуществляется на интернет-портале http://www.nalog.gov.by .
В реестр включаются юридические лица и ИП, в деятельности которых зафиксированы признаки лжепредпринимательства или незаконной предпринимательской деятельности; нарушения налогового законодательства; нарушения использования печатей и бланков строгой отчетности; расположение вне юридического адреса и не уведомление регистрирующих органов об изменениях и др.
Сейчас содержит около 5200 единиц информации. Это немного, с учетом действующих в республике 172 тыс. юридических лицах и 260 тыс. ИП, но позволяет избежать сотрудничества с наиболее «злостными» нарушителями.
2. Сведения из Государственного реестра плательщиков ( http://www.nalog.gov.by ). Данные минимальны, однако позволяют получить достоверную информацию о текущем статусе предприятия.
3. Сведения о компаниях, имеющих задолженность перед бюджетом ( http://www.nalog.gov.by ). Важные данные, но без архива и зачастую немного устаревшие.
4. Государственный реестр сведений о банкротстве ( http://bankrot.gov.by ). Поддерживается Министерством экономики Белоруссии и позволяет проверить компанию на предмет банкротства, нахождения в режиме санации и т.п.
5.Сведения о ликвидации компаний, публикуемые в издании Министерства юстиции ( http://justbel.info ). Ресурс позволяет проверить белорусскую компанию, которая является действующей, но уже находится в стадии ликвидации.

Из основных доступных белорусских интернет-ресурсов это, пожалуй, наиболее значимые, которые могут использоваться для первичной, поверхностной оценки контрагента из Белоруссии.
 
Для более детальной проверки можно воспользоваться услугами специальных компаний, предлагающих объективные бизнес-справки о белорусских предприятиях. Как уже отмечалось выше, подобных предложений немного. Так, заслуживает внимания информационный сервис, реализованный консалтинговым агентством «КРБС» (г. Минск) и Белорусской торгово-промышленной палатой ( www.krbs.by ).
Агентством предоставляются off-line бизнес-справки о белорусских юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. При подготовке используются государственные ресурсы и достоверные источники информации. На наш взгляд, достаточно качественный информационный продукт, содержащий полные регистрационные данные, информацию текущем статусе, руководстве, персонале, учредителях, размере и распределении уставного капитала, сфере деятельности, аффилированных компаниях, результатах участия в закупках, негативные данные и др. Немаловажно, что ряд позиций (учредители, руководство, негативная информация о задолженностях) дается с историей за последние несколько лет. Стоимость весьма взвешенная, а срок исполнения вполне приемлем - от 48 часов.
Конечно, можно отметить, что у белорусских компаний относительно неплохая репутация и скорее рискам больше подвергаются они, особенно в случаях с отсрочкой платежей при поставках в РФ. Однако, проявление должной осмотрительности необходимо и важно при любом сотрудничестве, в том числе и при работе с белорусскими контрагентами.