Кровь в машине: история о Четвертой промышленной революции и трудовых эксплуататорах нового времени

Кровь в машине: история о Четвертой промышленной революции и трудовых эксплуататорах нового времени

Технологии развиваются стремительными темпами, пока мы стараемся привыкнуть к новой реальности. Многие особенно переживают за свои рабочие места, но никто не догадывается, какие масштабы проблема обретет в будущем. Об этом в своей книге рассказывает Брайан Мерчант.

image

Первая промышленная революция обрекла людей по всему миру на долгие годы тяжелой работы на заводах и фабриках, без сна, еды и отдыха. Когда производство поставили на конвейер, многие потеряли свои позиции или были вынуждены заниматься самым неблагодарным трудом за «копейки». За два столетия все забылось, и сейчас нам может казаться, что в развитом цивилизованном обществе, в 21-ом веке, история уж точно не повторится.

Но на самом деле те, кто так рассуждает, глубоко ошибаются. К сожалению, современные компании, такие как Uber и Amazon, в последнее время сильно обесценивают человеческий труд. Люди сталкиваются с новыми, более продвинутыми формами эксплуатации, только теперь угроза больше связана с цифровой средой.

Именно этой проблеме посвящена книга Брайана Мерчанта «Кровь в машине: истоки восстания против Больших Технологий». Автор, предвещая четвертую промышленную революцию, проводит прямую аналогию между сотрудниками современных компаний и рабочими в Англии начала 1800-х, которых жадные владельцы фабрик стремились заменить машинами, чтобы снизить затраты на производство.

«Представьте, что вы потратили годы, чтобы освоить сложную перспективную профессию и в один день понимаете, что все планы на жизнь рухнули», — говорит Мерчант. «Возможно, вам даже не придется это представлять, ведь вы живете 21 веке и наверняка замечали, как руководители крупных компаний с помощью технологий переворачивают рабочий процесс с ног на голову».

Эта книга — коктейль из важнейших сведений в области истории и технологий, сочувствия и проницательности. Автору удалось проанализировать историю промышленности под разными углами и указать на опасные тенденции, связанные с инновациями и цифровизацией общества.

Если Цукерберг может менять правила игры, почему бы нам не попробовать?

По большей части книга рассказывает о противостоянии между рабочими и промышленниками во времена индустриальной революции. Особое внимание уделяется истории луддитов — рабочих, которые протестовали против применения машин на ткацких фабриках. Одним из лидеров этого движения был Джордж Меллор, которого впоследствии казнили за убийство человека из высших кругов — Уильяма Хорсфолла. Интересно, что Мерчант не изображает Меллора как отрицательного персонажа.

Хорсфолл и его единомышленник, Уильям Картрайт, сотрудничали с британским правительством, представители которого, очевидно, не отличалась демократичностью (напомним, что тогда даже у среднего класса не было права голоса, не говоря уже о рабочих, женщинах и меньшинствах). Власти игнорировали существующие законы и даже использовали физическую силу против обычных трудяг.

Благосостояние луддитов было под угрозой из-за автоматизации производства, это и привело к формированию оппозиции. Участники устраивали протестные акции, в ходе которых разрушались ткацкие станки и другое оборудование на фабриках. К насилию бастующие не прибегали, однако, когда Картрайт и Хорсфолл начали использовать военных и наемных бандитов против них, выбора уже не оставалось.

Мерчант встает на сторону рабочих георгиевской эпохи и не стесняется в выражениях, рассуждая о событиях современности: глава Meta*, Марк Цукерберг, и сооснователь Uber, Трэвис Каланик, предстают в его книге как новые Хорсфоллы и Картрайты, готовые «действовать быстро и ломать устои» или разжигать настоящую войну, поскольку «насилие гарантирует успех». По мнению автора, самой разрушительной силой были не луддиты, а буржуазия.

«Технологические потрясения — это не случайное и неизбежное явление, — пишет Мерчант в главе под названием «Два века перемен», — а преднамеренный процесс. Современные бизнесмены и техногиганты, как и двести лет назад, нашли способ сделать производство дешевле, эффективнее и с большей производительностью, на которую даже квалифицированные рабочие были не способны. Богачи понимали, что машины разрушат традиции и общественный строй, но принесут им прибыль».

По мнению автора, кампания луддитов была логичной реакцией на такой антидемократичный способ навязывания технологий обществу. Протестующие на протяжении нескольких лет обращались к правительству прежде, чем выйти на улицы.

Большая пятерка

В главе «Фабрики страха» Мерчант отмечает, что «спустя двести лет мы по-прежнему вынуждены соглашаться на подневольный труд на разных условиях — будь то заводы, офисы или подработка. Ущемление достоинства рабочих и снижение их уровня жизни начались еще тогда, в 19 веке. Причиной тому стали не сами технологии, а халатность правительства, которое поощряло жестокость владельцев крупных компаний.

<…> Сейчас происходит нечто похожее на глобальный сдвиг, сравнимый с производственным переворотом времен луддитов. Мы наблюдаем переход от стабильной работы в офисах с фиксированным окладом к ненормированным подработкам, которые координируются алгоритмами ИИ и онлайн-сервисами, а не людьми».

Хотя производственные реформы в 19 веке повлекли за собой много скандалов и других неприятностей, со временем они косвенно привели к улучшениям. Профсоюзы, вдохновившись луддитами, выступали за лучшие условия труда и повышение зарплаты. Социалистические реформы и создание законов о правах рабочих были бы невозможны без коллективного труда на фабриках, порождённого промышленным капитализмом. К сожалению, все это постепенно забывается, и ситуация вновь меняется в пользу состоятельных бизнесменов, или, проще говоря, «эксплуататоров».

Иными словами, как пишет Мерчант, если большинство новшеств могут позволить себе только состоятельные персоны, можно смело заявлять, что они наживаются на среднем классе и простых рабочих. К такого рода эксплуатации (осознанно или нет) прибегают и руководители 5 самых известных техногигантов — Google, Microsoft, Amazon, Meta и Apple — компаний общей стоимостью в триллионы долларов.

«Некоторые бизнесмены и топ-менеджеры снова используют технологии, чтобы пренебрегать законами и правами подчиненных, урезать зарплаты и экономить на удобствах», — утверждает Мерчант. «Сотрудники компаний уже чувствуют неладное. Водители и кладовщики из Amazon изнемогают от строгого контроля и KPI (планка по выработке за день). Те, кто работает из дома, обязаны использовать всё более настойчивые системы мониторинга. Водители такси, которые трудятся как самозанятые через специальные платформы, сталкиваются с уменьшением доходов, постоянно меняющимися правилами работы и автоматизированными системами управления персоналом», — утверждается в книге.

«Рабочий процесс, который координируют алгоритмы — это следующий этап в развитии бизнеса и новый способ контроля над сотрудниками. Он явно выходит за рамки методов, когда-то используемых в массовом производстве», — пишет автор. Это все объясняет, почему Amazon, одна из крупнейших компаний в США, выбирает такую стратегию. Недавно они запустили службу доставки Flex, схожую с Uber, и внедрили автоматизированные системы по найму и управлению персоналом. Современные инструменты нацелены на сокращение штата менеджеров и HR-специалистов. Тем более сейчас руководство делает ставки на «независимых подрядчиков», которые постепенно становятся основой рабочего состава компаний».

Рабочие всего мира – время объединяться снова?

Впрочем, по мнению автора, есть и положительные моменты, хоть и спорные. Луддиты, чье движение было на пике влияния между 1811 и 1813 годами и которых в конечном итоге подавила британская власть, смогли замедлить развитие автоматизации на целое поколение вперед. Современные рабочие, которые трудятся на онлайн-платформах, тоже достигли определенных успехов, противостоя гигантам технологической индустрии.

Две последних главы книги, «Контрактные рабочие восстают» и «Новые луддиты», рассказывают о борьбе таксистов в Калифорнии с Uber и Lyft. Это приложения, через которые услуги перевозок может предоставлять любой утвержденный водитель. Сообщество выступает против принятия поправки Prop 22 к одному из законов штата Калифорния, которая не позволила бы им считаться полноценными сотрудниками и лишила бы соответствующих льгот и юридических возможностей.

Несмотря на разочарование от того, что им запретили создавать профсоюзы для защиты своих прав, таксисты не сдаются.

Хотя современная система и представляет серьезные препятствия для трудящихся, история, рассказанная Мерчантом, вдохновляет и показывает, что коллективные действия все же дают свои плоды. Как и луддиты в свое время, современные рабочие начинают осознавать, что их сила в единстве. Возможно, именно это станет ключом к изменению ситуации в лучшую сторону в будущем.

Устали от того, что Интернет знает о вас все?

Присоединяйтесь к нам и станьте невидимыми!