Как бизнесу систематизировать внутренний контроль?

Как бизнесу систематизировать внутренний контроль?

Почти любое происшествие в компании означает проблемы с внутренним контролем. Он может быть нацелен на предупреждение хозяйственных и налоговых рисков или на выполнение требований 115-ФЗ. Для минимизации первых необходима проверка контрагентов, а от вторых защищает четкое соблюдение законодательства. В больших компаниях за решение задач в этих областях отвечают разные подразделения. Но в сегменте МСБ часто и тем и другим занимается один человек. Расскажем, как экосистема продуктов Контура помогает специалистам справиться с этой работой и не упускать ни одной детали.

Соблюдение требований в сфере ПОД/ФТ

Всем субъектам, которые проводят операции с деньгами и имуществом клиентов, нужно соблюдать 115-ФЗ, то есть противодействовать отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Это заключается в довольно простых, на первый взгляд, действиях:

  • идентификации и сборе информации о каждом клиенте, его представителе, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце.

  • оценке риска клиентов;

  • формировании анкеты клиента с учетом НПА;

  • хранении полученных данных – не менее 5 лет с момента прекращения отношений с клиентом.

На деле же ручной мониторинг официальных источников и формирование анкеты превращается в трудоемкий и долгий процесс. К тому же эти данные приходится регулярно обновлять.

Решение — автоматическая идентификация клиента по 115‑ФЗ. Система собирает информацию по критериям (от реквизитов до информации о бенефициарах компании) в более чем 30 официальных источниках. После формирует анкету, которую можно скачать или хранить бессрочно в сервисе Контура.

Управление комплаенс-рисками

Исторически комплаенс возник в сфере ПОД/ФТ и обычно касался таких вопросов, как соблюдение надлежащих стандартов поведения на рынке, управление конфликтами интересов, справедливое отношение к клиентам. Но на данный момент эта область значительно шире.

В широком смысле комплаенс-контроль — это управление рисками, которые влияют на непрерывность работы организации. Он необходим, чтобы соблюдать требования нормативно-правовых актов, сохранить деловую репутацию и избежать штрафов со стороны регулятора.

Оценить риски необходимо перед началом работы с клиентом. Для этого нужно определиться с критериями и степенью их важности, основываясь на Положениях ЦБ РФ, Методических рекомендации ЦБ РФ, письмах Росфинмониторинга и других составляющих нормативно-правовой базы о ПОД/ФТ.

Решение — готовые модели проверки в сервисе Контура. К тому же их можно настроить так, как нужно вам. Формируете собственную модель по более чем 70 актуальным критериям на выбор и присваиваете каждому определенное количество баллов — согласно правилам внутреннего контроля вашей компании.

Система проводит автоматический скоринг, присваивает клиенту уровень риска: низкий, средний или высокий — и показывает, какие критерии повлияли на итоговый результат. Оценка уровня риска попадает в уже созданную сервисом анкету клиента.


Финансовое положение и деловая репутация

Компаниям важно не только соблюдать 115-ФЗ, но и минимизировать риски работы с недобросовестными компаниями. Эту задачу сервисы Контура тоже помогают решать.

Так, в сервисах доступны сведения о бухгалтерской отчетности, делах о банкротстве и задолженностях по налогам. Вы можете проследить, как развивалась компания, оценить финансовые показатели и сделать вывода о платежеспособности контрагента. Информация будет представлена в виде подробного отчета.


С помощью данных об арбитражных делах клиента можно понять, как он исполняет обязательства по договорам, выяснить наиболее частые предметы споров, изучить показательные разбирательства. В сервисе вы получите развернутую статистику с категориями дел, предметами споров, суммами исков и другой важной информацией.

Выявление реальной структуры и связей

Чтобы оценить масштабы бизнеса контрагента, недостаточно изучить профиль только одной компании. Для этого требуется информация обо всех аффилированных лицах. Например, если у головной организации отозвали лицензию, это и скажется и на дочерних фирмах. Решить эту задачу помогают сервисы Контура, которые предоставляют данные о связанных с контрагентом организациях. Благодаря анализу структуры можно также вычислять мошенников, которые работают через дочерние фирмы.

Или другая ситуация. Для компаний, которые работают на международном рынке, важна проверка контрагентов и связанных с ними лиц по санкциям. Сервисы Контура исследуют глобальные и локальные санкционные списки. Далее по правилу 50 % проверяют, связана ли компания с фигурантами санкционных списков. В результате вы получаете информацию о долях владения компанией, санкционных списках, в которые внесены учредители, и сведения о том, какая страна или организация наложила ограничения.


Используя продукты Контура, специалисты делают внутренний контроль бизнеса систематизированным, снижают объем ручной работы и эффективно предупреждают нарушения. Если вы знаете подробную информацию о контрагенте до заключения сделки и ведете всю необходимую документацию — вы сводите к минимуму свои финансовые и репутационные риски.

Цифровые следы - ваша слабость, и хакеры это знают.

Подпишитесь и узнайте, как их замести!