Кейсы использования агентов endpoint из практики наших заказчиков

Кейсы использования агентов endpoint из практики наших заказчиков

Ниже мы расскажем о типичных сценариях применения систем мониторинга рабочих станций на примерах из практики.

Автор: Виталий Петросян, аналитик внедрения Solar Dozor компании «Ростелеком-Солар»

Служба безопасности любой компании нацелена на защиту от внутренних угроз. Рынок ИБ предлагает широчайший набор инструментов, которые решают эту большую задачу различными путями, применяя те или иные технологии для отдельных подзадач. Так, системы DLP (Data Leak Prevention) отслеживают трафик, выходящий за пределы организации, модуль UBA (User Behaviour Analysis) анализирует отклонения в типовом поведении сотрудников. Технологии мониторинга конечных точек сети контролируют действия сотрудников на рабочих компьютерах, где бы ни находился персонал — в офисе, дома, в командировке.

Ниже мы расскажем о типичных сценариях применения систем мониторинга рабочих станций на примерах из практики использования Dozor Endpoint Agent нашими заказчиками.

Кейлоггинг для выявления дискредитации паролей

Endpoint-агенты имеют целый набор разных функций, которые позволяют обнаруживать нелегитимные действия сотрудников в отношении компании. С их помощью можно выявлять следы нарушений ИБ-политики компании, утечек конфиденциальных документов, различных мошеннических сговоров, финансовой нечистоплотности персонала и многих других инцидентов. Одной из таких полезных функций является кейлоггинг или отслеживание нажатия клавиш на клавиатуре. Система собирает и хранит длительное время всю историю набора информации с клавиатуры для каждого агента. А это значит, что можно восстановить дату и время, а главное — факт ввода каких-либо важных данных. В нашей практике чаще всего кейлоггинг помогает узнать, как пользователи применяют свои пароли.

Проблема заключается в том, что практически любая организация сталкивается с проблемой дискредитации паролей. Масштабы этого неприятного явления могут быть разными, но нужно помнить, что пользователи склонны делиться паролями друг с другом. Иногда пароль дают коллеге, чтобы он в отсутствие сотрудника переслал важные документы. Однажды в ходе пилотного проекта мы выяснили, что системный администратор поделился с одним из сотрудников, которому просто не имел возможности отказать, паролем на установку дополнительного ПО в Kaspersky Security Suite. После поиска по базе оказалось, что этим паролем пользуются 70% сотрудников, и на компьютерах организации давно уже установлено какое попало ПО, в том числе опасное и вредоносное.

Иногда пароли передают специально, например, чтобы сбить с толку службу безопасности. Ведь если сотрудника не было на месте, его невозможно будет обвинить в инциденте. Он просто скажет: «Да, видимо, утечка была с моей рабочей станции, но меня-то здесь не было!»

На самом деле, современные развитые DLP-системы обладают широчайшим инструментарием для расследования подобных инцидентов. Если говорить только о возможностях endpoint агента, то можно просто воспользоваться полнотекстовым поиском в системе и моментально узнать, кто еще из сотрудников компании использовал искомый пароль (см. скриншот ниже).

Создавать сложные запросы уже нет необходимости. Если же endpoint-агент ведет запись с веб-камер рабочих станций сотрудников, то можно получить визуальное подтверждение, кто именно был за компьютером в момент ввода пароля.

Более детальное расследование можно провести, применяя систему анализа поведения пользователей (UBA): с ее помощью служба безопасности сразу узнает, что пароль вводит человек, которого не должно быть в офисе. Так, в модуле Dozor UBA имеются паттерны (характерные особенности) поведения «Работа ночью» или «Работа в выходные дни», в которых отдельно отмечается прирост числа включенных в них сотрудников. В списке включенных в паттерн лиц всегда бросаются в глаза работники, для которых попадание в список не является нормальным: например, их должности не подразумевают подобный график работы. И когда офицер безопасности понимает, что на компьютере такого сотрудника зафиксирована какая-либо активность, а по данным СКУДа этот работник покинул помещение, – это веский повод проверить версию дискредитации пароля от рабочей станции и служебных программ. Работа на опережение позволяет выявить негативные явления на ранних стадиях.

Кроме того, модуль UBA зафиксирует несвойственную конкретному работнику активность, например, отправку конфиденцильных файлов вовне. А модуль мониторинга электронной почты и мессенджеров DLP-системы поможет определить, кому пересылались учетные данные и когда.

Еще один типичный пример дискредитации паролей связан с передачей дел при увольнении сотрудников. В нашей практике встречались случаи, когда покидающие компанию работники передавали работодателю зашифрованные архивы и… неверные пароли от них! В этом случае кейлоггинг позволяет восстановить историю нажатия клавиш и найти правильный пароль.

Поиск по ключевым словам

Большинство современных модулей контроля рабочих станций способны вести мониторинг переписки пользователей в наиболее популярных мессенджерах. Однако некоторые сотрудники умудряются установить на рабочий компьютер какой-нибудь экзотический восточно-европейский или китайский сервис обмена сообщениями. В этом случае единственным инструментом контроля остается отслеживание нажатий клавиш на клавиатуре по ключевым словам.

В одной из компаний мы проводили проверку использования при общении сотрудников в мессенджерах слова «вытянуть», потому что его часто применяют в коммуникациях при подготовке к совершению различных неправомерных действий. В результате удалось выявить сотрудника, который обсуждал, как «посильнее нагреть начальство» на очередной сделкем (см. скриншоты ниже).

Выявление компромата в общедоступных файлообменниках

Агенты контроля конечных точек часто помогают отследить копирование чувствительной информации на USB, в облачные хранилища или попытку ее слива в соцсети. Система может проверять наличие графических вложений в сообщениях, искать определенные типы документов.

Недавно при помощи агентского перехвата была пресечена утечка компрометирующих фото с корпоратива одной из крупных федеральных компаний. Специалисты по информационной безопасности проанализировали все сообщения, включая мессенджеры, соцсети, почту, флешки и другие каналы на предмет содержания какой-либо информации, связанной с тематикой корпоратива.

С помощью поиска по нажатию клавиш ИБ-специалисты заметили присвоение имён папкам «Корпоратив официально» и «Корпоратив неофициально». Затем они проверили дальнейшие действия с файлами в папках и обнаружили что сотрудники бухгалтерии разместили архив с фото на Яндекс.Диске и активно делятся ссылками друг с другом. В общей массе фото оказались не самые пристойные кадры с участием ключевых сотрудников компании, и их утечки удалось избежать. С учетом слабого уровня защищенности общедоступных файлообменных ресурсов и несоблюдения некоторыми сотрудниками правил корпоративной культуры репутационные риски для компании были весьма высоки.

Скриншоты для расследования случаев мошенничества

Агентский модуль для конечных точек имеет функциональность снятия снимков с экранов рабочих компьютеров пользователей. Эти данные помогают восстановить картину событий, когда возникает подозрение, что произошел ИБ-инцидент или имело место мошенничество.

Например, в одной компании сотрудник срочно отпросился с работы, потому что у него «умерла бабушка». Не верить человеку в такой ситуации некрасиво, но у службы безопасности возникли сомнения. При анализе скриншотов с рабочего ноутбука сотрудника выяснилось, что за несколько минут до печального известия он общался в мессенджере с девушкой, оказывающей платные интимные услуги (см. скриншот ниже).

С помощью endpoint-агента удалось выяснить, что сотрудник вместо похорон бабушки побежал на свидание. В результате удалось изобличить обманщика, а также не допустить, чтобы участливый коллектив скидывался на похороны бабуле.

В другом случае наличие endpoint-агента помогло обнаружить сотрудника, который отказывался от выполнения заказов, отправляя их «налево». Он настроил пересылку информации о заказах через одного из руководителей финансового блока компании в надежде, что того не будут подозревать. Впрочем, endpoint-агент вместе с модулем UBA помогли службе безопасности выявить нестандартное поведение сотрудника (см. скриншот ниже).

А после анализа скриншотов с рабочих компьютеров участников аферы удалось установить, куда бухгалтер сохранял «левые заказы», и узнать все подробности этого сговора.

Печать на принтере

Анализ документов, уходящих на печать, — один из классических способов обнаружения нечистоплотных сотрудников. Например, в одной региональной компании выяснилось, что менеджер по закупкам получает «рибейты» (по сути откаты) от контрагентов за то, что в закупках отдается предпочтение определенному вендору. Инцидент был замечен после того, как девушка решила распечатать на офисном принтере документ на получение денежного перевода от фирмы-однодневки. Это заинтересовало службу безопасности, которая по нажатию клавиш на рабочем компьютере сотрудницы обнаружила запросы в поисковиках по слову рибейт (см. скриншот ниже).

Примечательно, что трехнедельный мониторинг активности менеджера показал, что в течение этого времени сотрудница ничего кроме данного документа на офисном принтере не распечатывала.

Мы рекомендуем нашим клиентам вести мониторинг печати по ключевым словам, таким как извещение, повестка, договор (в особенности, если это не свойственно сотруднику по его должностной деятельности) и тому подобным. Кроме того, наша рекомендация компаниям – устанавливать агенты на компьютеры всех работников со схожими должностными полномочиями (участники тендеров, ключевых сделок, участники формирования бюджета вплоть до рядовых сотрудников, формирующих ТЗ, определяющих начальную максимальную цену).

Перевод денег, конечно, может приходить от частного лица или от фирмы-посредника. Но очень часто договоренности о подобных активностях одновременно присутствуют и в электронной переписке, социальных сетях, мессенджерах. Дополненная печатью документов на принтере, эта активность позволяет весьма эффективно выявлять подобные инциденты.

Endpointгент как элемент экосистемы

Как можно видеть, endpoint-агенты значительно расширяют возможности службы информационной безопасности и помогают навести в компании порядок. Однако они являются лишь частью экосистемы решений для защиты компании от внутренних угроз. Многие аспекты контролируются на уровне серверов, и правильное использование агентов позволяет найти баланс между безопасностью и оптимальными затратами.

Например, можно установить агенты на все компьютеры корпоративной сети, но активировать их только при необходимости — когда есть соответствующие сигналы от серверных систем, модуля UBA или просто подозрения опытного безопасника. Например, если сотрудник вдруг перестал отправлять сообщения или, наоборот, у него резко возросла интенсивность переписки, если он сменил рабочий график или ведет себя странно на «удаленке», – это повод активировать агентское ПО и узнать, в чем же дело. Отслеживая ввод с клавиатуры, скриншоты и передачу данных, печать, запись информации на внешние накопители, можно избежать множества неприятностей и сохранить конфиденциальность корпоративной информации.


Ваш провайдер знает о вас больше, чем ваша девушка?

Присоединяйтесь и узнайте, как это остановить!