Поскольку сам работаю в ВУЗе, выпускающем в том числе специалистов по защите информации, позволю себе несколько комментариев. Во-первых, отмечу хороший язык статьи и четкое обозначение проблем. Это несомненно. Но как профессиональный преподаватель вижу ряд проколов в предъявляемых претензиях.
Несомненно, специалистов-преподавателей, которые нужны бизнесу,- мало или их нет. Причин много. Но бизнес не готов в настоящее время оплачивать обучение тому, что нужно бизнесу. Я как-то не слышал, чтобы у нас, в Ростове, преподавателю официально заплатили за разработанный в течение нескольких лет курс представители бизнеса. То есть иметь специалистов - хотите, а платить - это государство, образование же у нас - бесплатное. Это все берется из совковых времен, когда образование считалось бесплатным.
Мне кажется, что фразы о том, что это поднимет рейтинг ВУЗа и т.д. - малореальны. Необходимо отправить ряд (молодых) преподавателей на обучение, необходимо заплатить им за разработанные курсы. По хорошему это происходит в ситуации, когда образование в основном платное как на Западе. Когда же оно в основном бесплатное, как у нас, то требовать бизнесу чего-то от нашей Высшей школы, не предлагая ничего взамен - ну, как-то странно это слышать.
Второе, что не понравилось в статье - это требование того, что что выпускник должен знать кучу специфической информации непосредственно после выхода из университета. Вплоть до умения общаться с заказчиком. Но это, по моему мнению, - иллюзии. Выпускника, даже самого хорошего, надо доучивать.
Третье, что не понравилось - это ориентация на конкретную ситуацию в промышленности - не надо знать множество алгоритмов, достаточно знать один используемый у нас и то в принципе. Но надо знать кучу дополнительных вешей, которые используются сейчас в бизнесе. Этот подход годится для техникумов, (или колледжей, как их сейчас называют) - учить ровно тому, что используется, проходить практику на предприятии, на котором дальше будем работать и т.д . При этом общий уровень культуры, ума и образования, который дает хороший ВУЗ, как-то отходит на второй план. Это плохо.
Дальше. Много претензий предъявляется стандартам. Это - вопрос к министерству. У нас принято достаточно жестко следовать стандарту. Если бизнес хочет хорошую специальность, пусть продавит ее в министерстве, заплатит взятку в конце концов. Если бизнесу это действительно нужно. А до той поры министерство будет разрабатывать те странноватые программы, которые мы имеем сейчас, силами тех работников министерства, которые в силу определенных причин не попали в бизнес, да и в ВУЗ их никто не взял. Так что же Вы хотите от таких программ?
Пройдусь по пунктам предложений в конце
>омоложение преподавательского состава
Кто пойдет работать на 2000 ассистентом если он не маньяк и действительно что-то из себя представляет? Хорошо, даже на 5000 ? Так как омолаживать преподавательский состав?
>улучшение условий труда преподавателей
Это в смысле зарплата или что? Если он не умел разрабатывать новые курсы, то его хоть в золотую комнату посади.
>использование в лабораториях и на стендах современного оборудования и программного обеспечения
Если бизнес будет отдавать его в ВУЗы бесплатно. А так - на какие шиши???
>привлечение ведущих и практикующих специалистов отрасли к процессу преподавания
Это пожалуйста. У нас опыт - печальный. Во-первых, большинство этих специалистов не могут построить нормальный курс. Во-вторых, многие просто не захотят это делать за гроши. Так что, схема, на мой взгляд, нерабочая.
>изменение программы обучения в сторону бизнес-направленности
Если бизнес готов платить ВУЗУ деньги за это. И еще придется контролировать, как эти деньги расходуются. При правильном контроле можно даже обеспечить, чтобы деньги расходовались хотя б наполовину правильно.
>увеличить число практических занятий
Если бизнес готов принимать у себя на предприятии студентов на практике (желательно, вместе с преподавателями)
>увязать программу обучения с ведущими системами сертификации специалистов по ИБ (например, со статусом CISSP, CISA и т.д.).
Организовать обучение молодых преподавателей, которые могут обучаться. Заплатить им за обучение деньги.
Как говорил Жванецкий, если вам важен конечный результат.
А иначе все не сдвинется с мертвой точки.
PS. Жаль, что упорядочение списка сообщений - по возрастанию. Значит, это сообщение вряд ли прочитают многие...