21.07.2005

Интернет – основной поставщик слухов

К чему я это пишу? К классическим угрозам, ассоциирующимися с Интернет, относят вирусы, спам, хакеров, нелегальное распространение информации. При этом часто забывается еще один фактор – огромная скорость распространения новостей и лавинообразное нарастание ссылок на эти новости, что приводит к быстрому распространению нередко непроверенной или даже ложной информации, что приводит к серьезным финансовым и имиджевым потерям для многих компаний.

Позавчера за один день стоимость акций французской компании Group Danon резко подскочила на 14%, а затем снизилась от максимума на 3,8%. Поводом послужили некие высказывания в Интернет о возможности поглощения французской компании американской корпорацией PepsiCo за сумму, намного превышающую стоимость французской компании. На основании этих непроверенных слухов журналисты французского радио выдали информацию в вечерний и утренний эфир.

Услышав эту новость вечером по радио, председатель комитета по экономике парламента Франции Патрик Олье поспешил дать интервью газете Les Echos. В результате, утренний номер газеты также содержал непроверенную информацию о поглощении компании Danon американцами. Таким образом, к началу торгов на бирже никто из спекулянтов не сомневался в предстоящей сделке, и акции рванули вверх. Уже по ходу торгов маклеры пытались найти источник информации, все ссылались друг на друга и французские СМИ, те переводили стрелки друг на друга. К концу дня оказалось, что слухи не имеют под собой достаточных оснований, стоимость акций резко пошла вниз.

Аналитики считают, что произошел преднамеренный вброс дезинформации во всемирную паутину некой заинтересованной стороной, в результате чего спекулянт смог получил около 18% прибыли на торговле акциями всего за пять часов. Надо отметить, что подобная практика – выкладывание ложной информации в Интернет с целью получения быстрой прибыли из-за прогнозируемого колебания курсов валют или акций – нередко имеет место. Для наглядности рассмотрим только известные примеры последнего времени в нашей стране:

Июль 2001 г, в Интернет появляется информация об объединении «Сибнефти» и «Сургутнефтегаза», новость подхватывают практически все российские СМИ. За полдня стоимость акций «Сибнефти» вырастает на 30%, потом за несколько часов падает на 15%. Огромный объем торгов и дружная реакция российских СМИ говорит о заранее спланированной акции, позволившей в тот день структурам Романа Абрамовича за полдня заработать несколько миллиардов долларов. Игроки, спекулировавшие в тот день акциями «Сургутнефтегаза», заработали несколько скромнее – 16% прибыли за несколько часов.

Май 2003 г., во многих СМИ, в том числе Интернет-изданиях, дружно появляется информация о покупке «Вимм-Билль-Данн» компанией Danone. Стоимость акций ВБД выросла на 14,4%, но слухи не подтвердились.

Январь 2004 г, в Интернет появляется информация о поглощении МТС компанией Vodafone, цена акций резко растет на 15% до тех пор, пока упомянутые компании не выступят с официальным опровержением.

И т.д.

К чему я это пишу? К классическим угрозам, ассоциирующимися с Интернет, относят вирусы, спам, хакеров, нелегальное распространение информации. При этом часто забывается еще один фактор – огромная скорость распространения новостей и лавинообразное нарастание ссылок на эти новости, что приводит к быстрому распространению нередко непроверенной или даже ложной информации, что приводит к серьезным финансовым и имиджевым потерям для многих компаний.