Всего двое блогеров на платформе X могут изменить будущее исследований в ИИ

Всего двое блогеров на платформе X могут изменить будущее исследований в ИИ

Инфлюенсеры готовы составить конкуренцию научным изданиям.

image

Термин «инфлюенсер» обычно ассоциируется с Instagram-аккаунтами*, рекламирующими средства для роста волос и модную одежду. Но на деле инфлюенсеры влияют на развитие самых разных областей, включая тренды в исследованиях искусственного интеллекта.

Общественный интерес к ИИ и машинному обучению бьет все рекорды, и индустрия подхватывает этот ажиотаж, производя тысячи научных работ для конференций и академических журналов. Сообщество исследователей публикует препринты, не прошедшие рецензию, на онлайн-платформах наподобие ArXiv. Даже при таком изобилии материалов некоторые из них выходят на первый план и привлекают внимание. Что они из себя представляют и как это работает?

Ответ, по крайней мере отчасти, заключается в том, что наибольшее внимание получают работы, о которых рассказывают влиятельные пользователи в соцсетях. Например, популярные блогеры на платформе X (бывший Twitter).

В своей работе исследователи из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (UCSB) проанализировали более 8000 статей по ИИ и машинному обучению, рассматривая упоминания в соцсетях и количество цитирований. Изучив твиты с декабря 2018 по октябрь 2023 года, ученые пришли к выводу, что статьи, освещенные двумя конкретными инфлюенсерами, в среднем цитировались в 2-3 раза чаще, чем работы из контрольной группы.

Это критически важно, ведь цитируемость научных трудов — не просто вопрос признания автора, но и фактор, напрямую влияющий на финансирование исследований и получение ученых степеней в академических институтах. При этом наблюдается смена прежних тенденций. Если раньше уровень цитируемости определялся оценками рецензентов и участием ученого в престижных конференциях, то теперь этот момент не столь значителен.

Как заключают ученые из UCSB, «корреляция между твитами инфлюенсеров и цитируемостью, а не оценками рецензентов, указывает на то, что в сообществе сменились способы поиска и чтения научных трудов».

В своем проекте команда рассмотрела двух инфлюенсеров, влияющих на популярность исследований в области ИИ. Оба регулярно делятся в X (бывший Twitter) статьями по ИИ и машинному обучению и имеют большое число подписчиков: @_akhaliq и @arankomatsuzaki. «Эти блогеры стали ключевыми фигурами в навигации информационного потока, наподобие журналистов в гражданском обществе, выделяя и комментируя значимые работы для профессионального сообщества», — пишут авторы.

Работа блогеров, которые выделяют и объясняют важные открытия, конечно, приносит пользу, особенно при таком огромном количестве новых публикаций. Но ученые предупреждают, что если люди будут полагаться только на взгляды определенных личностей, внимание общества будет сосредоточено лишь на некоторых темах и взглядах, в то время как другие направления останутся в тени. Специалисты говорят, что из-за такой предвзятости может закрепиться недостаток разнообразия в сфере исследований искусственного интеллекта.

Осознание проблемы — первый шаг к устранению этой «эхо-камеры», — считает руководитель исследования Иэйн Сай Вейссбург, магистрант первого курса программы «Электротехника и компьютерные науки» в UCSB.

«Мы хотели обратить внимание профессионального сообщества на эту проблему и призвать его к бдительности, чтобы обеспечить исследователям равные возможности», — говорит Вейссбург. «Сейчас мы склонны получать информацию от небольшого числа избранных источников. Делаем вывод, что это популярные темы, а затем зачастую выбираем направление собственных изысканий, поддаваясь создавшимся трендам».

Проведенный анализ демонстрирует не только растущее влияние социальных сетей на исследования в сфере ИИ и машинного обучения, но и подчеркивает важность развития экосистемы, способной обеспечить разнообразие мнений в современном цифровом академическом ландшафте.

* Компания Meta и её продукты признаны экстремистскими, их деятельность запрещена на территории РФ.

Где кванты и ИИ становятся искусством?

На перекрестке науки и фантазии — наш канал

Подписаться