ИИ в синтезе белков: каков шанс, что алгоритмы создадут смертоносный вирус?

Создание единой базы синтетических белков должно обезопасить человечество от потенциальных рисков.

В последние два десятилетия благодаря искусственному интеллекту мир науки переживает настоящий прорыв в области проектирования белков. С помощью глубокого обучения, подобного технологии, используемой в ChatGPT, исследователи теперь способны создавать белки с уникальными свойствами, которые могут применяться в медицине, биоинженерии и даже в борьбе с загрязнением окружающей среды.

Доктор Нил Кинг из Вашингтонского университета недавно заявил в интервью журналу Nature о значимости этих достижений, подчеркнув, что возможности, казавшиеся невозможными полтора года назад, теперь реализуемы.

Однако, как отмечается в недавней статье в журнале Science, вместе с новыми возможностями возникают и новые риски. Авторы статьи, включая доктора Дэвида Бейкера из Вашингтонского университета и доктора Джорджа Черча из Гарвардской медицинской школы, призывают к разработке мер биобезопасности для предотвращения использования синтетических белков в злонамеренных целях.

Среди предложений по обеспечению безопасности — введение уникальных баркодов в генетические последовательности новых белков, что позволит легко отслеживать их происхождение. Это предложение напоминает аудиторский контроль, который может быть критически важен в случае возникновения угроз, связанных с новыми белками.

Технологии искусственного интеллекта, лежащие в основе проектирования белков, тесно связаны с политикой биобезопасности. Применяемые методы, включая алгоритмы глубокого обучения и большие языковые модели, обеспечивают возможность проектирования белковых структур, ранее недоступных человеческому воображению.

Однако, несмотря на значительные достижения в области синтетических белков, вопросы регулирования остаются открытыми. По данным доклада ООН, предстоит обсуждение международных регуляций в этой области. В то же время, участники саммита по безопасности ИИ 2023 года пришли к согласию о необходимости документирования ДНК каждого нового белка.

Создание централизованной базы данных синтетических ДНК-последовательностей может помочь в выявлении потенциально опасных конструкций. Авторы статьи подчёркивают, что биобезопасность не должна подавлять научное сотрудничество, однако необходимо защищать коммерческие секреты и предотвращать распространение потенциально опасных белков.

Новый подход позволит создателям белка контролировать с кем и как делиться информацией о синтезе, сохраняя при этом возможность описания своих результатов в научных публикациях.

В заключение, доктора Бейкер и Черч считают, что открытое обсуждение вопросов биобезопасности не замедлит развитие отрасли, а, напротив, поспособствует сотрудничеству различных секторов и вовлечению общественности, что позволит и дальше процветать проектированию синтетических белков.

Ваш провайдер знает о вас больше, чем ваша девушка?

Присоединяйтесь и узнайте, как это остановить!