Поисковики становятся орудием в руках распространителей теорий заговора

Поисковики становятся орудием в руках распространителей теорий заговора

Что такое пустоты данных и как они влияют на мировоззрение?

image

По данным нового исследования, опубликованного в журнале Nature , использование поисковых систем для проверки теорий заговора увеличивает вероятность того, что человек в них поверит.

Ученые обращают внимание на такое явление, как «пустоты данных» (data voids). Часто проблема заключается в недостатке качественной информации, которая могла бы опровергнуть вводящие в заблуждение заголовки. Например, когда человек видит в интернете статью об «искусственном голоде» во время пандемии Covid-19 и ищет дополнительные сведения по ключевым словам, скорее всего он будет натыкаться на материалы, которые только подтвердят его предубеждения.

Исследователи решили выяснить, как люди проверяют свежие новости, которые еще не успели верифицировать профессиональные фактчекеры вроде Snopes или PolitiFact.

В одном из экспериментов около 3000 человек по всей территории США оценивали достоверность новостных статей, опубликованных в 48-часовой период на темы вроде вакцин Covid-19, импичмента Трампа и изменений климата. Половине участников разрешили пользоваться поисковиками.

Все статьи были заранее проверены и помечены профессионалами как «правдивые», «ложные» или «невозможно определить».

Люди, у которых был доступ к интернету, ошибались на 19% чаще по сравнению с теми, кто делал выводы самостоятельно.

По мнению ученых, этот эффект возникает из-за низкого качества информации, предоставляемой поисковиками вроде Google. Во-первых, в сети зачастую не хватает достоверных данных по теме. Во-вторых, как отметил соавтор исследования Зев Сандерсон, люди сами нередко ищут информацию неэффективными методами.

77% испытуемых, которые копировали заголовок ложной статьи или даже ее URL, получали дезинформацию в первых результатах. Например, поиск «engineered famine» («искусственный голод») выдавал ложные результаты более чем в половине случаев.

По словам Кевина Аслетта, еще одного руководителя проекта, обучающие программы по цифровой грамотности не должны просто рекомендовать искать информацию в интернете. Вместо этого следует давать пользователям конкретные советы о том, как проводить поиск максимально результативно. Например, обращать внимание не только на содержание найденных материалов, но и на их источники.

Представитель Google заявил, что недостаток качественной информации по конкретным темам — известная проблема для поисковых систем. Но они уже над этим работают.

Функция About This Result предоставляет больше контекстных сведений о найденной странице. Кроме того, Google выдаёт предупреждения пользователям, если ситуация постоянно меняется или по ней мало проверенных сведений.

Несколько независимых исследований подтверждают, что Google выдает значительно более качественные результаты в топе, с меньшим количеством вредоносного контента, чем другие поисковики.

По мнению эксперта в области информационных технологий Чирага Шаха, именно IT-компании, такие как Google, должны разрабатывать инструменты, помогающие пользователям отличать правду от вымыслов.

«Однако полностью контролировать или цензурировать контент — это не задача компаний или правительств. Фильтровать абсолютно все не только технически невозможно, но и безнравственно», — добавляет он.

Ваш провайдер знает о вас больше, чем ваша девушка?

Присоединяйтесь и узнайте, как это остановить!