Европейский суд сделал сайты ответственными за комментарии пользователей

Европейский суд сделал сайты ответственными за комментарии пользователей

Суд постановил, что при присутствии анонимных комментариев на сайтах операторы сайтов обязаны нести за них ответственность.

Европейский суд по правам человека накануне выпустил постановление, которое должно встревожить всех владельцев сайтов в интернете, допускающих прием комментариев от пользователей. В постановлении суда сказано, что в случае нанесения кому-либо оскорблений, ответственность за реплики, оставленные пользователями несут операторы сайтов. Добавьте к этому другую распространенную норму, что подобные комментарии являются предметом юрисдикции той страны, для которой они доступны и онлайн-мир получает серьезную проблему комментариев.

Интернет-издание IndexOnCensorship.org отмечает, что прецедентное решение было вынесено Европейским судом по правам человека, который рассматривал дело эстонской компании против местного интернет-портала Delfi. Суд признал последнего полностью ответственным за комментарии пользователей под статьями на сайте.

В резолюции суда говорится, что если коммерческий сайт допускает размещение анонимных комментариев, то с практической точки зрения сайт обязан нести ответственность за них.

В 2006 году портал Delfi опубликовал статью о местной паромной компании, которая намеренно изменила паромное сообщение с рядом островов, повредив ледовые переходы, которые были для местных жителей более дешевым способом перемещения. После статьи многие пользователи начали оставлять оскорбительные комментарии в адрес компании и угрожать ей.

Компания-перевозчик подала в суд на портал, а через два года эстонский суд присудил компании 300 евро компенсации. Ключевым аргументом защиты была директива ЕС об электронной коммерции EU Directive 2000/31/EC on Electronic Commerce, согласно которой оператор сайта выступает в качестве технической площадки и не вмешивается в ход пользовательских аргументов, выполняя роль нейтрального хранилища данных.

Однако со временем возникла проблема: онлайн-записи не управляются законами гражданина той страны, который сделал их, также они не подлежат регулированию со стороны законов той страны, где расположен сервер сайта. Они управляются тем законом, откуда заходит на сайт читатель, а зайти он может из любой страны. Таким образом открываются широкие возможности для клеветы. Одновременно с этим возникает коллизия: портал должен быть уверен, что его контент не противоречит законам какой-либо страны. То есть, если портал работает в США, но имеет аудиторию в Европе, должен смотреть за тем, чтобы пользователь, скажем, из России не допускал комментариев, порочащих европейцев.

Конечно, это мало волнует компании, которые имеют представительство в 1-2 странах. Но как быть с компаниями масштаба Facebook?

Таким образом, в ЕС решили проблему, переложив ее на плечи операторов сайта: если есть сайт и есть проблемный комментарий, то отвечать за него должен оператор сайта.

Где кванты и ИИ становятся искусством?

На перекрестке науки и фантазии — наш канал

Подписаться