Проблемы доступа к информации в России: возможный сценарий на 2006-2010 годы

Авторитетное российское издание PC WEEK в июльском 25 номере на 27 странице в разделе "Новости Э-правительства" привело данные, согласно которым 99,6% библиотек США подключены к Интернету, 98,9% из них предоставляют бесплатный доступ в Сеть своим посетителям. Особо было отмечено, что, начиная с 1997 г. почти стопроцентного результата удалось достичь за счет государственных программ финансирования этого направления на всех уровнях власти, а также благодаря существенным скидкам, которые интернет-провайдеры предоставляют библиотекам.

Алексей Демидов
заместитель председателя
Российского комитета
Программы ЮНЕСКО
"Информация для всех"

Авторитетное российское издание PC WEEK в июльском 25 номере на 27 странице в разделе "Новости Э-правительства" привело данные, согласно которым 99,6% библиотек США подключены к Интернету, 98,9% из них предоставляют бесплатный доступ в Сеть своим посетителям. Особо было отмечено, что, начиная с 1997 г. почти стопроцентного результата удалось достичь за счет государственных программ финансирования этого направления на всех уровнях власти, а также благодаря существенным скидкам, которые интернет-провайдеры предоставляют библиотекам.

Это опыт богатой Америки! По подобному же пути идут сегодня Австрия, Германия, Финляндия и большинство стран Европы. В первом пункте Оейрского манифеста, принятого в 2003 году министрами, политиками, экспертами и библиотекарями Европы предлагается: "Усилить роль публичных библиотек как первостепенных составляющих в процессе реализации плана деятельности программы "Электронная Европа", способствуя их развитию в качестве центров доступа к цифровым ресурсам".

А что же происходит в нашей стране?

На организованных при участии Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в мае-июне с.г. международных конференциях в Санкт-Петербурге, Смоленске и Улан-Удэ было уделено особое внимание вопросам доступа к государственной информации, являющейся общественным достоянием, и участию библиотек в решении этой важной стратегической задачи построения информационного общества.

В выступлениях представителей федеральных органов власти, глав субъектов Федерации, представителей коммерческих и общественных организаций, зарубежных экспертов на всех конференциях говорилось о том, что у нас в стране тогда же (с 1997 года как и в Америке), начала реализовываться на базе публичных библиотек общероссийская программа свободного доступа населения к социально значимой информации (Программа ПЦПИ).

Поддерживающие Программу федеральные структуры (Минкультуры России, Роскультура, Спецсвязь ФСО России - ранее ФАПСИ), органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные образования при участии Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех", ведущих коммерческих производителей правовой информации фирм "КонсультантПлюс", "Кодекс" и "Гарант" продемонстрировали образец согласованных эффективных действий, направленных на решение социально значимых проблем доступа в первую очередь к правовой, официальной информации, что привело к достижению мультиплицирующего эффекта - миллионной обращаемости населения и спонтанному росту числа центров, инициативно создаваемых местными органами власти на базе публичных библиотек.

При этом необходимо особо отметить роль бизнес-структур в реализации Программы. Например, фирма "КонсультанПлюс" не только безвозмездно передает в создаваемые центры свои информационные продукты, но и обучает на базе центров библиотечных специалистов и других желающих не только навыкам работы с базой "КонсультантПлюс", но и основам информационной грамотности. И это еще не всё. За три последние года фирма передала более ста не новых, но хорошо работающих ПК для использования их во вновь открываемых ПЦПИ.

Фирма "Кодекс" также участвует в формировании информационно-правовых ресурсов центров доступа к информации на базе библиотек, но помимо этого она при участии Федерального агентства по культуре и кинематографии и Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" создала портал Программы ПЦПИ. Правда стоит отметить, что сегодня на портале библиотеками зарегистрировано всего лишь 951 центр, что никак не соответствует действительности. И здесь нужно говорить о том, что это упущение самих библиотекарей и координаторов программы ПЦПИ в регионах, а также непонимание интереса региональных и муниципальных властей России - показать всему миру, кто сегодня самый эффективный в реализации программы доступа населения к информации. Не возникло пока понимание того, что если не заниматься собственным PR-сопровождением, никто этим заниматься не будет, если только не со знаком "минус".

При видимых успехах реализации Программы ПЦПИ (в настоящее время по оценкам экспертов в стране открыто более 2000 подобных центров), сегодня нельзя сказать, что это государственная программа. Каждое министерство, субъект Федерации, общественная и коммерческая организация, участвующие в её реализации, вкладывают столько, сколько могут сил, средств и энергии специалистов и волонтеров, озабоченных решением государственной, общественно значимой проблемы. Но единой государственной политики в этом направлении как не было, так и нет.

То, что сегодня на Смоленщине стараниями администрации области более 210 центров и пунктов публичного доступа к информации объединены в сеть с использование интранет и интернет технологий - это заслуга в значительной степени региональных и муниципальных властей и лично губернатора Виктора Маслова. То, что президент Республики Чувашия Николай Федоров лично курирует программу по созданию модельных сельских библиотек с интегрированными в них центрами доступа к информации, которых уже сейчас более 150, а планируется создать еще 100 - это также его заслуга и результат понимания проблемы и видения перспектив для субъекта.

Такой же системный подход к решению проблем формирования информационного общества и доступа к информации на региональном и муниципальном уровнях уже сложился в Мурманской, Пермской, Рязанской областях, Ставропольском и Краснодарском краях, Республике Саха-Якутия, Ханты-Мансийском автономном округе, ряде других регионов страны.

Проект по созданию модельных сельских библиотек с интегрированными в них центрами доступа к Сети сегодня эффективно реализуется в ряде субъектов - Чувашии, Рязани, Архангельске и др. Этот проект - продукт эффективной деятельности государственных, муниципальных органов, бизнес-сообщества и общественных организаций.

Именно благодаря участию в проекте некоммерческих организаций - фондов "Открытая Россия" и "Пушкинская библиотека", Межрегиональной ассоциации деловых библиотек этот проект, как и Программа ПЦПИ, стал одним из ярких примеров сотрудничества государства, бизнеса и общественности по построению в стране элементов правового государства и гражданского общества, ориентированных на решение важной социальной задачи - обеспечения доступа населения к социально значимой информации и практическом использовании ИКТ в самореализации, т.е. в том самом развитии человеческого потенциала.

Поддержка бизнес-сообщества в этом проекте конкретна и реальна. Именно работающие на муниципальном уровне представители малого и среднего бизнеса поддерживают этот проект, понимая, что, вкладывая в него свои силы и средства они участвуют в повышении культурного и образовательного уровня местного населения, в том числе и своих детей, а также обеспечивают PR своему бизнесу, выпускаемой продукции и предоставляемым услуг.

Проект "Создание компьютерных публичных библиотек в сельских районах и организация на их базе виртуального справочно-информационного обслуживания населения", финансируемый "Открытой Россией" продолжается и в 2005 году.

В проекте этого года участвуют библиотеки и органы местного самоуправления Псковской и Вологодской областей. Новым направлением работы по проекту стала разработка программного обеспечения и технологии работы виртуальной справочно-информационной службы и размещение ее на сайтах центральных районных библиотек, подготовка специалистов из числа библиотекарей по формированию справочных материалов по проблемам жизнедеятельности сельских районов и обеспечение системы справочно-информационного обслуживания жителей района посредством Интернет, отработка взаимодействия специалистов районных и сельских библиотек в виртуальном режиме "вопрос-ответ" на основе запросов населения. Эта работа - результат успешной реализации общероссийского проекта "Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек".

С 1 сентября 2005 г. по май 2006 г. будет проведен Первый Всероссийский конкурс сайтов публичных библиотек. Его организаторы: Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российская библиотечная ассоциация и Межрегиональная ассоциация деловых библиотек.

Три года назад Минэкономразвития России в рамках реализации ФЦП "Электронная Россия" начало поддерживать на условиях софинансирования субъектов Федерации проекты по созданию центров общественного доступа (ЦОДов) в регионах России.

Наиболее яркий опыт по созданию, поддержке и развитию ЦОДов был продемонстрирован в конце июня с.г. в рамках Байкальского информационно-культурного форума Кабанским, Прибайкальским, Селенгинским и Иволгинским муниципалитетами Бурятии. Позитивный опыт в создании сетей ЦОДов имеют также власти Астрахани, Калмыкии и некоторых других регионов России. В 2005 г. к проекту по созданию центров общественного доступа в рамках ФЦП "Электронная Россия" присоединяются еще несколько субъектов, среди которых Камчатка, Смоленск и Чеченская Республика.

В апреле наметилась положительная тенденция, связанная с подписанием Минэкономразвития России и Минкультуры России Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в области реализации программных мероприятий ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 годы)", основным направлением которого, по мнению Минэкономразвития России, является сотрудничество по обеспечению доступа населения к информационным ресурсам и сервисам электронного государства, в частности по реализации программных мероприятий по созданию центров общественного доступа.

На Смоленской конференции "Всеобщий доступ к государственной информации, являющейся общественным достоянием" представители ФГУП "Почта России" заявили об открытии в ближайшие два года до 10.000 пунктов коллективного доступа (ПКД) к инфраструктуре информационно-коммуникационных технологий. Ранее российскими почтовиками в рамках ФЦП "Электронная Россия" в некоторых субъекта Федерации уже были открыты ПКД на базе отделений связи, но вот с решением вопроса доступа к контенту там вопрос пока не решен.

13-17 июля 2005 года под эгидой Федерального агентства по информационным технологиям прошла конференция "Интернет и Электронный округ. 2005". Основной целью конференции была выработка принципов взаимодействия и координация организаций сферы ИКТ с целью обеспечения информационной и коммуникационной связности регионов России.

В ходе конференции были рассмотрены задачи практического применения передовых информационных технологий в рамках реализации федеральных целевых программ в сфере ИКТ и их сопряжения с региональными проектами, а также проблемы построения, эксплуатации и развития операторских, ведомственных и корпоративных сетей, эффективного использования инфраструктуры магистральных операторов связи. Особое внимание на конференции было уделено вопросам формирования русскоязычного контента, обеспечения информационной безопасности, электронному документообороту с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) и построения инфраструктуры удостоверяющих центров в России. Не была оставлена без внимания и тема формирования информационной культуры как самих специалистов IT-индустрии, так и широких слоёв населения а, особенно, подрастающего поколения.

Федеральный инспектор по Чувашской Республике Дмитрий Донсков в рамках секции "Электронный округ. Состояние, перспективы, задачи" выступил одним из идеологов концепции и автором модели по созданию электронного округа, как базового регионального элемента построения электронного государства. Участники конференции одобрили его предложения и приняли решении о формировании рабочей группы по созданию некоммерческого партнерства "Электронный округ", которое будет работать над проектами экономических и технологических моделей и стандартов, способствующих развитию цивилизованного рынка информационных технологий и сервисов.

Одним из самых важных результатов проведенной конференции стало возникшее понимание о необходимости интеграции потенциала представителей IT-индустрии и гуманитариев от общества знаний для решения задач формирования информационного общества. Были достигнуты неформальные договоренности о необходимости сотрудничества структур отраслей связи и информатизации, с одной стороны, и образования, культуры, коммуникации и информации, с другой, в формировании национальной информационной политики.

Отдельного осмысления требуют опыт Министерства образования и науки Российской Федерации по созданию и поддержке многочисленных образовательных порталов и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям по поддержке электронных СМИ/порталов, обеспечивающих доступ к социально значимой информации. Созданные на средства налогоплательщиков ресурсы фактически являются государственными и уже сегодня смогут помочь ориентироваться в существующем российском сегменте киберпространства и использовать информацию для решения своих проблем.

И совершенно неприемлемым представляется не учитывать тот факт, что сегодня в России в рамках соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным Банком Реконструкции и Развития Национальным фондом подготовки кадров реализуется Проект "Информатизация системы образования" (Проект ИСО), базовым направлением которого является содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования.

Основная идея проекта состоит в создании условий для поддержки системного внедрения и активного использования ИКТ в работе школ. В результате проекта большинство школ в семи пилотных регионах и лидирующие школы в других регионах перейдут на новую ступень использования ИКТ в учебном процессе, которая предполагает активное использование современных цифровых учебных ресурсов (что необходимо для полноценного участия в информационном обществе), создание условий для активной самостоятельной работы учащихся, гибкую организацию процесса учения. В итоге это должно обеспечить достижение большинством учащихся (независимо от места их проживания или социального статуса их семей) образовательных результатов, адекватных новым требования рынка труда и современной социальной жизни.

Первый этап Проекта ИСО будет продолжаться три с половиной года (2004-2007) и направлен на достижение целей Концепции модернизации российского образования, а также целей федеральных целевых программ "Развитие единой образовательной информационной среды" (РЕИОС) и "Электронная Россия". Поддержка будет оказана посредством: создания в России устойчивого потенциала в области производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости электронных учебных материалов, отвечающих необходимости подготовки учащихся, педагогов и работников управления образованием к участию в современной экономике; подготовки и повышения квалификации педагогов в области внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику образования; создания в регионах, участвующих в проекте, сети межшкольных методических центров для поддержки информатизации школ, что позволит обеспечить непосредственную поддержку учителей в использовании ИКТ в обучении.

Несомненно, что в Проекте ИСО будут активно задействованы как библиотеки учебных заведений - школьные и вузовские, так и публичные библиотеки, в первую очередь - детские и юношеские, которые являются обязательным элементом в системе формирования информационного общества и особенно общества знаний в части его первого и главного направления - образование для всех на протяжении всей жизни.

Как видно из приведенных примеров Россия сегодня также не стоит на месте в решение проблем доступа к ИКТ и информационным ресурсам и в нашей стране библиотеки, также как в Америке и Европе, активно интегрируются в этот процесс. Только, повторюсь, нет у нас пока единой государственной политики.

Вполне понятным кажется сегодня инициатива Минэкономразвития России по сближению позиции государственных структур, отвечающих за формирование информационной политики страны - Минэкономразвития Россия, Мининформсвязи России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Спецсвязи ФСО России и других заинтересованных органов и организаций.

Наверное правильно предлагается начать сближение в конкретной области - доступа населения к информации и сервисам "электронного государства" с использованием ИКТ, в том числе создание модельного перечня федеральных информационных ресурсов, которые будут предоставляется в создаваемых центрах доступа.

И уж совсем правильно интегрировать в этих центрах федеральные ресурсы с региональной и муниципальной информации. Чтобы любой обратившийся в центр человек смог найти информацию о действующих сегодня и здесь законах и подзаконных актах, судебной практике, функциях и режиме работы государственных и муниципальных органов, о том, как он может реализовать свои конституционные права в области охраны здоровья, образования, культуры, защиты прав потребителей и пр.? Как можно написать заявление по поводу замены загранпаспорта, оформить налоговую декларацию и осуществить банковскую проводку не выезжая за пределы своего населенного пункта?

В связи с этим становятся понятными проблемы Минэкономразвития России по поводу разработки и продвижения проекта федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Сегодня ни государственные, ни муниципальные органы власти не очень заинтересованы в информационной открытости и толерантности по отношению к рядовому россиянину, который платит налоги со своих невеликих доходов. А рядовой россиянин пока не очень понимает, а что ему даст то самое непонятное "электронное государство" и информационное общество. И уж совсем непонятно для чего ему нужно то самое общество знаний, информационная и правовая культура.

На заседании Правительства Российской Федерации 23 июня 2005 г. был принят к сведению доклад Минэкономразвития России по проекту федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". При этом министрам Г. Грефу и Л. Рейману было поручено при участии Государственно-правового управления Президента Российской Федерации проработать проект закона в части уточнения перечня информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в информационных системах общего пользования, а также раскрытия содержания способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Казалось бы нет в этих поручениях слов, обращенных к министерствам социального блока и Спецсвязи ФСО России, но если доступ к информации будет осуществляться по данному закону только в части ресурсов органов государственной и муниципальной власти, то каждому министерству предстоит в отдельности "додумывать", как реализовать норму п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации в связи с подписанной Президентом России Окинавской хартией по развитию информационного общества и развивающих её других международных документов.

И каким образом Россия будет интегрироваться в то самое информационное общество с соблюдением уже сложившихся правил игры в области электронной коммерции, электронного документооборота, культурного обмена, дистанционного образования, правил, которые имеют малое отношение к перечню информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также раскрытия содержания способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Сегодня очень вовремя говорить о том, что необходимо выработать согласованную государственную политику и принять решение о том, как вместе с отвечающими за реализацию ФЦП "Электронная Россия. (2002-2010 годы)" структурами:

Федеральному агентству по культуре и кинематографии осуществить функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом и правоприменительные функции в сфере культуры и кинематографии с использованием ИКТ, в том числе показать не только россиянам, но и всему миру тот самый единый реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации и свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, банк данных о культурных потерях России в период Второй мировой войны, каталог Музейного фонда Российской Федерации, регистр кино- и видеофильмов, а также продемонстрировать условия обеспечения соблюдения правил охраны и использования объектов культурного наследия, сохранения культурных ценностей, а также надлежащего состояния и использования музейных предметов и музейных коллекций. Ну и уж совсем не грех, вернувшись к посылу в начале публикации, осмыслить новые место и роль библиотек в формировании не только информационного общества, но и самого государства Российского, сохранении и развитии национальной культуры, традиций, языка, как это делается во всем мире.

Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям осуществлять функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности. А также осуществлять правоприменительную деятельность и оказание государственных услуг в сфере создания и функционирования средств массовой информации и массовых коммуникаций, телерадиовещания, использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи для целей телерадиовещания, развития средств массовых коммуникаций и распространения средств массовой информации, в сфере информационного обмена, вещания дополнительной информации, компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, печати, издательской и полиграфической деятельности. Ведь без этой деятельности информации о работе государственных и муниципальных органов, а также раскрытие содержания способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления будут, мягко говоря, мало эффективными;

Федеральному архивному агентству обеспечивать доступ к такой важной и нужной во все времена архивной информации, которая сама по себе является часть информационных ресурсов государственных и муниципальных органов, а также бизнес-структур, общественных, политический и профсоюзных организаций;

Федеральному агентству по образованию осуществлять функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики. Организовывать деятельность образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования, повышение квалификации и переподготовки научно-педагогических работников. Не секрет, что деятельность государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется людьми, получившими образование и навыки, в том числе в области информационной грамотности и информационной культуры, поиска и фиксации необходимой для управленческой деятельности информации и создания на её основе новых ресурсов, в том числе проектов нормативно-правовых документов, правил оформления, опубликования и обнародования принятых актов и обеспечения доступ к ним;

Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, осуществляющей функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки, которая сегодня к глубокому сожалению через принятие не до конца продуманной новой правовой политики в области защиты авторских и смежных прав подвела обладателей государственных информационных ресурсов, не являющихся предметами индустрии досуга, к черте, когда созданные вчера на бюджетные средства те самые ресурсы сегодня уже не могут быть доступными в Интернете;

Спецсвязи ФСО России, основными функциями которой, помимо прочих являются: осуществление государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации и координация работ, производимых в этой сфере, а также информационно-технологическое и информационно-аналитическое обеспечение государственных органов, техническое обслуживание и программное сопровождение информационно-телекоммуникационных систем и ситуационных центров, а также информационное обеспечение управления государством в военное время и при чрезвычайных ситуациях.

И это лишь верхушка айсберга. Есть еще проблемы доступа к информации по вопросам охраны здоровья, социальной защиты, международным актам и интеграции России в мировое информационное пространство, судебной практике и многому необходимому для жизни, без чего непросто реализоваться в этом мире.

Если заинтересованные государственные структуры примут принципиальное решение о координации своей деятельности в решении проблем доступа к информации, то перспектива на ближайшие четыре года может оказаться не столь печальной, каковой она является на сегодняшний день. Это нужно практически для всего спектра социально-экономических задач, стоящих сегодня перед страной, обществом и каждым человеком.

Если же опять начнется работа по перетягиванию канатов между лебедем, раком и щукой, то Россия не получит шанса эффективно себя реализовать на данном историческом этапе.

В любом случае Российский комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" выражает искреннюю признательность координатору ФЦП "Электронная Россия" от Минэкономразвития России Церену Церенову за предложение принять участие в работе межведомственной группы для выработке единой позиции по реализации политики доступа населения к информации через сеть центров общественного доступа и заявляет о своей готовности провести работу по привлечению в рабочую группу своих партнеров по профильным проектам.


или введите имя

CAPTCHA