Российские эксперты предлагают "интернет-правительству" ограничиться рамочными документами

Участники круглого стола обсудили механизм управления Интернетом, разрабатываемый Рабочей группой по управлению использованием Интернет (WGIG), и попытались сформулировать российскую позицию по этому вопросу. В результате обсуждения был определен круг проблем, связанных с Интернет, которые требуют решения на международном уровне и те из них, которые могут быть решены в рамках механизма управления Интернет, разрабатываемого WGIG.

12 апреля в Москве прошел круглый стол "Управление Интернетом: взгляд из России", организованный Российским комитетом Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" и Центром развития информационного общества (РИО-Центр).

Участники круглого стола обсудили механизм управления Интернетом, разрабатываемый Рабочей группой по управлению использованием Интернет (WGIG), и попытались сформулировать российскую позицию по этому вопросу. В результате обсуждения был определен круг проблем, связанных с Интернет, которые требуют решения на международном уровне и те из них, которые могут быть решены в рамках механизма управления Интернет, разрабатываемого WGIG.

В Предварительным отчете WGIG эти проблемы распределены по четырем областям: 1) Вопросы, касающиеся инфраструктуры и управления ограниченными ресурсами Интернета (управление системой наименований доменов и адресами IP, управление системой корневых серверов, технические стандарты и т.д.); 2) Вопросы, касающиеся использования Интернета, включая спам, безопасность сетей и киберпреступность; 3) Вопросы, которые относятся к Интернету, но сфера действия которых выходит за его рамки (интеллектуальная собственность, электронная коммерция и т.д.); 4) Вопросы, касающиеся управления использованием Интернета в аспекте развития (сохранение цифрового наследия, многоязычие, всеобщий доступ к киберпространству и т.д.)

По мнению ведущего круглого стола - заместителя Председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" Алексея Демидова, - "эффективное управление возникающими в киберпространстве социальными отношениями, возможно только при комплексном применении всех универсальных регуляторов - морали и этики, обычаев, религии и права".

Начальник отдела международных организаций Департамента международного сотрудничества Мининформсвязи Андрей Свечников рассказал собравшимся о ходе второго заседания WGIG, по итогам которого и был подготовлен ее Предварительный отчет. По мнению Свечникова, дискуссия на заседании свелась к обсуждению терминов, а не определяемых ими явлений.

В ходе развернувшейся дискуссии, участники круглого стола отметили, что основная задача регулирования в данной области - выработать единый подход, модельный стандарт для регулирования. В частности, заместитель директора Департамента конституционного законодательства и законодательства о безопасности Министерства юстиции Татьяна Полякова отметила, что регулировать сферу Интернет на уровне законодательства отдельного государства невозможно. По мнению Поляковой, в первую очередь, необходима разработка на международном уровне единого понятийного аппарата в этой сфере.

Заместитель директора Дирекции образовательного портала "Экономика. Социология. Менеджмент" Елена Полушкина привела пример, когда один терминологический пробел в законодательстве приведет к неработоспособности целого закона. По словам Полушкиной, "в российском законодательстве не определено понятие "государственный информационный ресурс", соответственно обсуждаемый сейчас проект закона "Об обеспечении доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" работать не будет.

Ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Людмила Терещенко отметила, что в России не обозначена внятная госполитика в области регулирования правоотношений, возникающих в информационном обществе. Из-за этого получаются законодательные монстры, например закон "Об информации, информатизации и защите информации".

В новую редакцию закона, который принято называть "трехглавым", пытаются ввести четвертую область регулирования - доступ к информации. В результате, по мнению Терещенко, получится "правовой винегрет", от которого в лучшем случае никакой пользы, а в худшем - вред.

По мнению Поляковой, подобные ситуации возникают от того, что в России состояние правового регулирования в области применения Интернет-технологий не соответствует практике. При этом статистика правоприменительной практики, в частности, по правонарушениям в информационной сфере, особенно по административным делам, практически на анализируется. И, в отсутствие комплексного подхода к изучению и разработке этих проблем, существуют очевидные законодательные пробелы.

В ходе круглого стола дискуссия вышла далеко за первоначально установленные рамки, что выявило круг действительно актуальных для предмета рассмотрения проблем - от правовых до социальных. В результате дискуссии было решено, что предполагаемому "мировому интернет-правительству" следует ограничиться разработкой международных рамочных документов, касающихся регулирования Интернета, которые будут использоваться странами для совершенствования национального законодательства в едином ключе.

Выступивший с заключительным словом Президент РИО-Центра Василий Липицкий отметил, что рассматриваемым проблемам была посвящена недавно прошедшая международная конференция "Религия и Церковь в информационном обществе", участники которой отметили особую роль религии в деле духовного, нравственного обустройства не только реального, но и виртуального пространства.

По итогам круглого стола будет составлен Меморандум, отражающий позицию участников дискуссии по рассматриваемым вопросам. Меморандум будет передан в Секретариат WGIG в качестве российского вклада в ее деятельность.


или введите имя

CAPTCHA