Некоторые рекомендации XI Конгресса ООН по вопросам борьбы с киберпреступностью

Одиннадцатый Конгресс рассмотрел предварительные рекомендации, разработанные на двух совещаниях экспертов в 2004-2005 г., которые были проведены в Сеуле под эгидой Корейского института криминологии, с учетом также соответствующих рекомендаций одиннадцатому Конгрессу, принятых на региональных подготовительных совещаниях.

Источник: crime-research.ru
Автор: Владимир Голубев


Распространение по всему миру новых информационно-коммуникационных технологий породило множество различных преступлений, связанных с использованием компьютеров, что чревато угрозой не только для конфиденциальности, целостности или доступности компьютерных систем, но и для безопасности важнейших элементов инфраструктуры. Кроме того, технологические новшества порождают и непохожие друг на друга тенденции в области "криминальной инновации"; соответственно,несхожесть угроз, которые несут в себе преступления, связанные с использованием компьютеров, отражает различия, прослеживающиеся по всему спектру так называемого "разрыва в цифровых технологиях".

В ходе борьбы с такого рода преступлениями и перед следователями, и перед прокурорами и судьями встают многочисленные проблемы судебно-правового характера, обусловленные отчасти нематериальностью и недолговечностью электронных улик. Кроме того, для эффективного расследования и наказания в судебном порядке преступлений, связанных с использованием компьютеров, часто необходимо отслеживать преступную деятельность и ее последствия через цепочку поставщиков услуг интернета или компаний, иногда в разных странах, в результате чего могут возникать сложные вопросы относительно юрисдикции и суверенитета. Сложность проблем, которые характерны для преступности, связанной с использованием компьютеров, делает необходимым международное сотрудничество, для чего страны должны в конечном счете располагать соответствующими правовыми, процессуальными и нормативными средствами.

Для разработки действенных методов эффективного международного сотрудничества в деле борьбы с преступностью, связанной с использованием компьютеров, на региональном и межрегиональном уровнях в последние годы был принят ряд мер, что позволило получить определенные значимые результаты. Чтобы эти усилия были эффективными, необходимо оказывать содействие проведению масштабных исследований по широкому спектру проблем борьбы с преступностью, связанной с использованием компьютеров, и активно развивать партнерские отношения между органами государственного управления и частным сектором.

Одиннадцатый Конгресс рассмотрел предварительные рекомендации, разработанные на двух совещаниях экспертов в 2004-2005 г., которые были проведены в Сеуле под эгидой Корейского института криминологии, с учетом также соответствующих рекомендаций одиннадцатому Конгрессу, принятых на региональных подготовительных совещаниях:

• Для решения проблем киберпреступности необходимо применять широкие, комплексные подходы, выходящие за рамки уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также правоприменения. В рамках такого подхода следует уделять внимание требованиям к безопасному функционированию киберэкономики, которые укрепляли бы доверие со стороны бизнеса и обеспечивали неприкосновенность частной жизни, равно как и стратегиям, направленным на продвижение и защиту нововведений, рост потенциала повышения благосостояния и возможностей информационных и компьютерных технологий, в том числе механизмам раннего предупреждения и реагирования в случае кибератак. Помимо необходимости предотвращения преступлений, связанных с использованием компьютеров, и судебного преследования за их совершение появляется более глобальная задача – создание глобальной культуры кибербезопасности, в рамках которой учитывались бы потребности всех стран, включая развивающиеся, структуры информационных технологий в которых находятся в процессе становления и пока еще весьма уязвимы.

• Следует и далее развивать международное сотрудничество на всех уровнях. Система Организации Объединенных Наций, будучи универсальной по своему характеру, должна, при условии усовершенствования ее внутренних координационных механизмов, к чему призывает Генеральная Ассамблея, играть ведущую роль в межправительственных мероприятиях, направленных на обеспечение функционирования и защиту киберпространства, чтобы преступники или террористы не могли злоупотреблять им или воспользоваться им в своих целях. В частности, системе Организации Объединенных Наций следует сыграть важную роль в разработке глобальных подходов к борьбе с киберпреступностью и процедур международного сотрудничества, имея целью предупреждение и смягчение негативного влияния, которое оказывает киберпреступность на важнейшие элементы инфраструктуры, устойчивое развитие, защиту неприкосновенности частной жизни, электронную коммерцию, банковское дело и торговлю.

• Следует призвать все государства как можно быстрее обновить свое уголовное законодательство, чтобы учесть особый характер киберпреступности. Что касается традиционных видов преступлений, совершаемых с использованием новых технологий, то такое обновление может принять форму уточнения или изъятия норм, которые более не отвечают в полной мере сложившейся ситуации, например законов, которые не могут решать проблемы разрушения или хищения нематериальных активов, либо создания новых норм, касающихся новых видов преступлений, таких как несанкционированный доступ к компьютерам или компьютерным сетям. Такое обновление должно касаться также процессуального законодательства (например, касающегося отслеживания сообщений) и законов, договоров или положений о взаимной правовой помощи (например, по вопросам оперативного обеспечения сохранности данных). Следует призывать государства руководствоваться при определении степени суровости вновь принимаемых законов положениями Конвенции Совета Европы по киберпреступлениям.

• Правительствам, частному сектору и неправительственным организациям следует проводить совместную работу по преодолению разрыва в цифровых технологиях, повышать информированность общества о факторах риска, связанных с киберпреступностью, и принимать соответствующие контрмеры, а также укреплять потенциал специалистов в области уголовного правосудия, в том числе сотрудников правоохранительных органов, прокуроров и судей. Для этого национальным судебным органам и юридическим учебным заведениям следует включать в свои учебные программы комплексные курсы по преступлениям, связанным с использованием компьютеров.

• Одиннадцатому Конгрессу следует уделить значительное внимание разработке, совершенствованию и развитию существующих ныне практических механизмов обмена информацией в международном масштабе, раннего предупреждения и реагирования, а также способов уменьшения ущерба в рамках борьбы с киберпреступностью, используя в этих целях возможности Интерпола, механизмов оперативного реагирования 24/7, разработанных "группой восьми", Конвенции по киберпреступлениям, Центров реагирования на компьютерные инциденты (CERT) и Форума центров компьютерной безопасности и реагирования на компьютерные инциденты (FIRST), которые пока распространяются лишь на отдельные, преимущественно развитые, страны. Эти механизмы следует сделать доступными на международном уровне, чтобы наладить обмен знаниями и информацией о путях и методах распознавания, защиты, недопущения и борьбы с новыми видами киберпреступлений и информировать общество об эффективных механизмах реагирования. Кроме того, особо следует позаботиться о том, чтобы эти практические механизмы были доступны развивающимся странам, и организовать соответствующее обучение.

• Для того чтобы политика борьбы с киберпреступностью была эффективной и действенной, ее следует строить на доказательственной основе и подвергать строгой оценке. Поэтому на международном уровне следует предпринять целенаправленные и скоординированные усилия для создания механизмов финансирования в целях содействия практическим разработкам и пресечения многих видов вновь появляющихся киберпреступлений. Однако не менее важно, чтобы такие исследования координировались на международном уровне и чтобы результаты исследований были широкодоступными.

• ЮНОДК следует вынести результаты работы Семинара-практикума по мерам борьбы с преступлениями, связанными с использованием компьютеров, который пройдет в рамках одиннадцатого Конгресса, на рассмотрение второго этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, который состоится в Тунисе в 2005 году.

На основании этих рекомендаций, были выделены проблемы, которые сопутствуют преступлениям, связанным с использованием компьютеров, которые участники Семинара- практикума №6 рассмотрели и на их основе наметили пути эффективных ответных действий в глобальном масштабе.


или введите имя

CAPTCHA