Кого готовят вузы: специалистов или потенциальных киберпреступников?

Тестирование, проведенное среди группы студентов 1-4 курсов, очного и заочного отделений ВУЗов одного из регионов Украины, обучающихся по специальностям: «Компьютерные системы и сети», «Информационные сети связи», «Телекоммуникационные системы и сети», «Системы защиты от несанкционированного доступа», «Защита информации в компьютерных системах и сетях», показало несколько неожиданные результаты.

Источник: crime-research.ru
Автор: Геннадий Маклаков

В настоящее время актуальной задачей является разработка методических принципов для осуществления эффективной учебно-воспитательной работы среди студентов по предотвращению компьютерных преступлений, формирования нетерпимости к противоправным действиям в области информационных технологий. В связи с этим целесообразно проведение социологических и психологических исследований, направленных на выявление мотивации студентов к совершению противоправных действий в области авторского права и совершению компьютерных преступлений, определения их уровня правовой грамотности в области защиты интеллектуальной собственности и их отношения к нарушителям информационной безопасности.

Тестирование, проведенное среди группы студентов 1-4 курсов, очного и заочного отделений ВУЗов одного из регионов Украины, обучающихся по специальностям: «Компьютерные системы и сети», «Информационные сети связи», «Телекоммуникационные системы и сети», «Системы защиты от несанкционированного доступа», «Защита информации в компьютерных системах и сетях», показало несколько неожиданные результаты.

Тесты представляли собой вопросы, позволяющие выяснить у респондентов: отношение к понятию «Хакер»; отношение к материалам (сайты Интернет, литература), посвященных вопросам взлома защиты информации; желание и мотивы изучения технологий осуществления компьютерных преступлений (написания вирусов и других вредоносных программ, взлома компьютеров и сетей, взлома защиты банковской системы, подделки кредитных карт, бесплатного доступа к ресурсам Интернет и к междугородней телефонной сети); уровень знаний юридических нормативных документов по защите информации.

Студенты, деятельность которых будет связана с эксплуатацией, строже относятся к противоправным деяниям хакера (в среднем 37% опрашиваемых считают действия хакера преступными). Студенты специальностей, связанных с защитой информации, более лояльно относятся к действиям хакера. Дополнительные исследования показали, что для них хакер, прежде всего, специалист высочайшей квалификации, который часто выступает как борец за справедливость и достоин подражания.

Далее исследования сосредоточили, в основном, на студентах специальностей, связанных с защитой информации. В частности, определили мотивы поступления в учебные заведения по избранной специальности и выявили приоритеты в изучении специальных дисциплин. 38% опрашиваемых считают необходимым использовать знание технологии хакерских атак для построения эффективной защиты. Вместе с тем, весьма настораживают следующие факты: 17% студентов (опрашивались все студенты 3-го курса) желают изучать методы совершения компьютерных преступлений с целью заработка на взломе информации, 13% опрашиваемых допускают возможность совершения противоправных деяний при необходимости отомстить обидчику.

Особенно настораживает желание студентов изучать технологии взлома компьютерных систем и сетей (67% и 82% студентов очного и заочного отделений соответственно) и, в частности, - технологии взлома банковских систем (22% и 36% студентов очного и заочного отделений соответственно). Результаты опроса могут свидетельствовать о формировании скрытой (латентной) преступности в области информационных технологий.
Проведенные социологические исследования позволяют сделать следующие выводы:
1) дерзость совершения компьютерных правонарушений у молодежи вызывает восхищение, желание самоутвердиться, показать себя с лучшей стороны и привлечь к себе внимание. Действительно, часто хакеры совершают взломы сети, чтобы произвести впечатление на окружающих. Среди других факторов, определяющих желание осуществлять компьютерные правонарушения можно выделить – желание заработать;

2) многие абитуриенты, поступая на специальности, связаннее с защитой информации преследуют корыстную цель – научиться методам совершения компьютерных преступлений;

3) подавляющее большинство студентов, обучающихся на специальностях, связанных с вычислительной техникой, очень слабо знают нормативно-правовые документы по защите информации, в частности, они практически не знают, какую ответственность несет злоумышленник за совершение компьютерных преступлений.

Данное социологические исследование не может претендовать на полную картину состояния мировоззрения студентов по информационной безопасности во всей Украине (исследование проводилась только в одном регионе). Хотя даже при таком, сравнительно небольшом объеме исследований, настораживает высокая степень совпадения стремления к преступным деяниям студентов разных специальностей. Цель проведенных исследований - показать возможные тенденции формирования мотивов той части молодежи, деятельность который связана с информационными технологиями, и обратить внимание на необходимость продолжения исследований в этом направлении для выявления скрытой преступности, и разработки эффективных мер по предотвращению преступлений в сфере высоких технологий.


или введите имя

CAPTCHA