¬»Ћ№—ќЌ (Wilson), –оберт ¬. (Ќобелевска€ преми€ по физике, 1978 г.)

јмериканский радиоастроном –оберт ¬удро ¬ильсон родилс€ в ’ьюстоне (штат “ехас); он единственный сын и старший из трех детей –альфа ¬ильсона, инженера-химика, сотрудника нефт€ной компании, и ‘анни ћэй ¬ильсон (в девичестве ”иллис). ћальчиком ¬. часто сопровождал своего отца, когда тот отправл€лс€ к нефт€ным вышкам, и Ђслон€лс€ среди механизмов, вс€кой электроники и автоагрегатовї. Ѕлагодар€ этому у него выработалс€ устойчивый, сохранившийс€ на всю жизнь интерес к электронике. ≈ще школьником он зарабатывал себе карманные деньги, ремонтиру€ радио- и телеприемники.

¬ 1953 г. ¬. поступил в –айсский университет, альма-матер своего отца. Ќайд€ на первом курсе учебный план по радиоэлектронике Ђне слишком передовымї, он переключил основное внимание на физику. «акончив с отличием университет в 1957 г., он проработал лето в компании ЂЁкссонї и получил свой первый патент на изобретение высоковольтного генератора импульсов Ц прибора, характеризовавшего процесс бурени€.

ќсенью 1957 г. ¬. начал аспирантскую работу в  алифорнийском технологическом институте ( алтехе). Ќа первом году аспирантуры его познакомили с ƒжоном Ѕолтоном, австралийским радиоастрономом, который приехал в  алтех, чтобы построить интерферометр (два радиотелескопа, соединенные между собой электронными устройствами, в результате чего они станов€тс€ равносильными гораздо большему телескопу) в университетской радиообсерватории, расположенной в ќуэнс-¬элли, в 200 мил€х к северу от Ћос-јнджелеса. ¬. делал свою докторскую диссертацию под руководством Ѕолтона, составл€€ карту вариаций излучени€, идущего из ћлечного пути, с длиной волны в 31 см. ƒокторскую диссертацию он защитил в 1962 г. «атем он провел, как положено, постдокторский год в  алтехе, а потом поступил в лабораторию телефонной компании ЂЅеллї, а конкретнее Ц в »сследовательскую радиолабораторию в  роуфорд-’илл (штат Ќью-ƒжерси). «десь он работал в содружестве с јрно ј. ѕензиасом.

¬ 1960 г. ученые компании ЂЅеллї построили 20-футовую отражательную антенну в ’олмделе (штат Ќью-ƒжерси), чтобы принимать сигналы со спутника ЂЁхої.  огда к 1963 г. антенна выполнила отведенную ей роль, ѕензиас и ¬. переделали ее в радиоастрономический телескоп. ≈е точна€ калибровка и крайн€€ чувствительность были идеальны дл€ измерени€ интенсивности внеземных радиоисточников. ¬. и ѕензиас могли также распознавать и удал€ть из своих измерений радиошумы, возникающие от локальных источников, таких, как грунт, земна€ атмосфера и сама антенна. Ёто умение позволило им сделать абсолютные измерени€ интенсивности фонового излучени€ от областей неба вблизи интересующего их источника.  онтрольный источник, построенный ѕензиасом, охлаждалс€ с помощью жидкого гели€, чтобы минимизировать тепловое излучение и тем самым получить точно известную величину слабого шума. ¬. изобрел переключатель, чтобы св€зывать телескопный усилитель попеременно с антенной и контрольным источником, дабы сравнивать контрольный шум с шумами, полученными из космоса.

¬ 1964 г., работа€ впервые со своей системой, ѕензиас и ¬. измерили сигналы от  ассиопеи-ј, €рчайшего радиоисточника в созвездии  ассиопеи.  ас-ј, как ее обычно называют между собой специалисты, €вл€етс€ сверхновым образованием, расшир€ющейс€ газовой оболочкой, образовавшейс€ при взрыве звезды. ƒва исследовател€, к своему удивлению, обнаружили, что уровень фонового шума превышает ожидаемую величину.  огда этот озадачивающий результат повторилс€ и при дальнейших измерени€х, ѕензиас и ¬. внимательно проверили систему антенны и другие источники шума и сделали необходимые измерени€, пыта€сь устранить погрешности. ќднако, что бы они ни делали, им не удавалось существенно снизить аномально большой шум.

»злучение обычно характеризуетс€ длиной волны или св€занной с ней частотой. Ќо поскольку все объекты излучают электромагнитную энергию с длинами волн, которые станов€тс€ короче по мере нагревани€ объектов, длину волны можно также св€зать с температурой. Ѕелый свет представл€ет собой смесь всех цветов вплоть до фиолетового, кратчайшей длины волны видимого спектра. ѕоскольку излучение зависит также от цвета и текстуры поверхности объекта, за точку отсчета берут стандартное черное тело. ’от€ черное тело излучает целый спектр излучени€, а не единственную длину волны, кажда€ температура характеризуетс€ доминантной длиной волны, на которой излучение особенно интенсивно. ’олодные тела также излучают, но длины волн у них слишком велики и не принадлежат к видимой части спектра.

Ќеобъ€снимое фоновое излучение, обнаруженное ѕензиасом и ¬., шло на длинных (радио-)волнах, соответствующих излучению черного тела при температуре 3,5∞  (градусов  ельвина). јбсолютный нуль, или 0∞ , Ц это теоретическа€ температура, при которой прекращаетс€ вс€кое тепловое движение.

Ќеизвестна€ ѕензиасу и ¬. группа теоретиков из ѕринстонского университета, возглавл€ема€ –обертом ƒиком, рассматривала тогда же приложени€ космологической модели, согласно которой ¬селенна€ попеременно расшир€етс€ и сжимаетс€. —огласно этой модели. ¬селенна€ в насто€щий момент расшир€етс€, но гравитационные силы могут со временем мен€ть расширение на сжатие, и тогда ¬селенна€ сожметс€ до неверо€тной плотности, в результате чего произойдет так называемый Ђбольшой взрывї, гипотетический коллапс, в результате которого когда-то образовалась вс€ матери€ и все излучение во ¬селенной. ƒик выдвинул предположение, что излучение от крайне раскаленного, высококонденсированного раннего состо€ни€ ¬селенной после примерно 18 млрд. лет охлаждени€ можно наблюдать еще и сегодн€.  оллега ƒика ѕ.ƒж. ѕиблс подсчитал, что на сегодн€шний день эквивалент реликтового излучени€ равен 10º  (позднее дано уточненное значение около 3∞ ), и этот результат он сообщил устно в ”ниверситете ƒжонса ’опкинса. ƒжордж (√еоргий) √амов, создатель теории Ђбольшого взрываї, сделал ранее аналогичное предположение.

¬ 1965 г. ѕензиас получил копию сообщени€ ѕиблса и узнал, что ѕитер –олл и ƒэвид “. ”илкинсон, члены группы ƒика, стро€т антенну, чтобы измерить предсказанное космическое реликтовое излучение. ќн встретилс€ с принстонской группой, и в результате два исследовательских коллектива согласились работать сообща над одновременной публикацией двух статей в журнале Ђјстрофизикл джорнэлї ("Astrophysical Journal"). ѕринстонска€ группа должна была опубликовать статью по космологической теории, а ѕензиас и ¬. Ц по обнаруженному ими фоновому излучению. ƒополнительные измерени€, проделанные в течение нескольких следующих лет, показали, что это излучение обладает тем самым распределением длин волн, которое было предсказано группой ƒика дл€ черного тела при вычисленной температуре.

«атем ¬. и ѕензиас обратились к исследовани€м совсем другого рода. »х заинтересовала возможность использовани€ лазера на углекислом газе (прибор, усиливающий свет и генерирующий интенсивный монохроматический луч), чтобы пробитьс€ сквозь туман. ќни наде€лись добитьс€ полезных результатов в области коммуникации, но их усили€ оказались бесплодными. ¬. также построил прибор, который измер€л €ркость —олнца на длинах волн в 1 и 2 см, на которых излучение светила относительно посто€нно. ѕрохождение этих длин волн сквозь земную атмосферу представл€ло интерес, поскольку их предлагалось использовать дл€ будущей спутниковой св€зи.

¬. вернулс€ к радиоастрономии в конце 60-х гг. –абота€ вместе с ѕензиасом и физиком-атомщиком из лабораторий компании ЂЅеллї  ейтом ƒжеффертсом, он создал приемник, способный обнаружить излучение с длиной волны пор€дка миллиметров. ¬ 1970 г. они соединили свой приемник со вновь построенным 36-футовым радиотелескопом на участке, принадлежащем Ќациональной радиоастрономической обсерватории в  итт-ѕике (штат јризона).  огда телескоп был нацелен на туманность ќриона, то на дисплее приемника немедленно по€вилась спектральна€ лини€ (характерное излучение) окиси углерода. ¬. со своими коллегами позднее обнаружил шесть других межзвездных молекул. ¬ 1972 г. лаборатории компании ЂЅеллї решили строить аппаратуру с миллиметровой длиной волны в  роуфорд-’илле. ¬ дополнение к руководству разработкой и строительством антенны на ¬. была возложена ответственность за сохранность оборудовани€ и подготовку его к радиоастрономическим исследовани€м. ¬ 1976 г. он был назначен главой радиофизического исследовательского отдела в лаборатори€х компании ЂЅеллї. ƒва года спуст€ он стал адъюнкт-профессором ”ниверситета штата Ќью-…орк.

¬. и ѕензиас разделили между собой половину Ќобелевской премии по физике за 1978 г. Ђза открытие микроволнового реликтового излучени€ї. ƒругую половину премии получил ѕетр  апица. ¬ Ќобелевской лекции ¬. сказал: Ђ осмическое микроволновое реликтовое излучение, если рассматривать его как остаточное €вление, возникшее после Ђбольшого взрываї, который произошел при возникновении ¬селенной, €вл€етс€ одним из самых мощных вспомогательных средств дл€ определени€ строени€ и динамики ¬селеннойї.

ѕосле того как он получил Ќобелевскую премию, ¬. осталс€ работать на установке в ’олмделе, где он исследовал темные газовые облака в ћлечном пути. ¬ процессе работы он обнаружил, что Ђв таких облаках сосредоточены значительные порции газа в нашей собственной галактике и именно из таких облаков рождаютс€ новые звездыї.

¬ 1958 г. ¬. женилс€ на Ёлизабет –оде —оуин, тоже из ’ьюстона; у них двое сыновей и дочь. ¬. и его семь€ люб€т кататьс€ зимой на лыжах и коньках; он также в свободные часы играет на пианино.

роме Ќобелевской премии, ¬. и ѕензиас разделили медаль √енри ƒрейпера американской Ќациональной академии наук (1977) и медаль √ершел€ Ћондонского королевского астрономического общества (1977). ¬. €вл€етс€ членом јмериканского астрономического общества, ћеждународного астрономического союза, јмериканского физического общества, ћеждународного союза радионаук и јмериканской академии наук и искусств.

или введите им€