Билл Гейтс в поход собрался: война со спамом началась с ошибки?

Microsoft и её харизматичный глава Билл Гейтс снова оккупировали первые строчки новостных изданий. Гейтс проповедует ополчение на войну со спамом, и не только проповедует, но и даёт первый залп по "крупнейшим спаммерам". И тут выясняется, что наводчики, кажется, схалтурили...

http://www.membrana.ru/
Известие о том, что "Мальбруг в поход собрался" и вправду понаделало немало шуму. И причин тут несколько.

Во-первых, финансовая и технологическая мощь корпорации, с одной стороны, и до сих пор сохраняющееся в обществе скептическое отношение к её продукции, — с другой. Во-вторых, собственные почтовые службы Microsoft — Hotmail и MSN — давно пользуются славой крепких рассадников спам-заразы, что тоже не способствует улучшению репутации Microsoft.

В-третьих, — и это, возможно, самое главное, — компания сразу же приступила к "активным действиям".

Впрочем, относительно вялотекущая борьба со спамом Microsoft ведётся довольно давно. Ещё в феврале 2003 года появились сведения о том, что Microsoft подала несколько исков против спаммеров. Кроме того, "рассадник" Hotmail постигли некоторые реформы — пользователи Hotmail лишились возможности рассылать более 100 писем в сутки. Ещё раньше были созданы средства блокирования спама по ключевым словам (неэффективно) и введён "эксклюзивный" режим безопасности — получения писем только с избранных адресов (слишком экстремально).

В очередной раз серьёзный шум поднялся, когда 18 июня Microsoft объявила о предъявлении 15 судебных исков предполагаемым спаммерам. Большая их часть касается американских любителей швыряться калом в чужие почтовые ящики, но некоторые адресованы и заморским "сетевым предпринимателям".

А спустя неделю на сайте Microsoft опубликовано открытое письмо Гейтса, где он разъясняет "политику партии" и делится некоторыми планами по борьбе со спамом — естественно, в рамках программы Microsoft "Thrustworthy Computing" ("Благонадёжный компьютинг"), нацеленной на повышение безопасности работы с программным обеспечением и Интернетом.

"Как практически каждый из нас, я ежедневно получаю горы спама, причём в большей части этих посланий мне предлагают помочь вылезти из долгов или быстро разбогатеть. Это просто чарует", — написал в своём открытом письме глава Microsoft.

Далее в этом послании говорится, что Microsoft, оказывается, уже несколько лет занимается созданием разнокалиберных антиспаммерских средств, некоторые из которых уже доступны пользователям MSN, Hotmail, Exchange и Outlook.

Далее, как выяснилось, в Microsoft создаётся целое подразделение по разработке антиспаммерских средств — Anti-Spam Technology and Strategy Group.

Технологическую основу для работы этого подразделения предоставит Microsoft Research. Билл Гейтс утверждает, что антиспаммерские средства будут самообучающимися, и их эффективность должна будет расти по мере накопления информации о методах спаммеров.

"Для борьбы со спамом такие технологии — самая острая необходимость, поскольку на каждую попытку воспрепятствовать прохождению спама, спаммеры меняют тактику. Чтобы быть эффективной, технология должна постоянно адаптироваться, так, чтобы людям не приходилось анализировать каждое отдельно взятое сообщение. С помощью технологий автоматического самообучения, "умный" спам-фильтр будет автоматически настраиваться на изменения в поведении спаммеров".

Естественно, такой фильтр должен будет настраиваться и под своих владельцев.

По словам Гейтса, вариант "умного" фильтра, который со временем становится всё более эффективным, уже встроен в клиентское ПО MSN 8. На очереди — Outlook и Exchange.

Что характерно: в Microsoft собирают базу данных по спаму.

Этим занимаются далеко не только сотрудники корпорации, существует несколько независимых антиспаммерских альянсов, которые также формируют свою базу спама, с тем, чтобы создать более совершенные средства борьбы со спаммерской заразой.

Microsoft идёт, кажется, несколько более "незамысловатым" путём: в Outlook 2003 будет встроен свой антиспам, который будет регулярно подпитываться информацией из создающейся базы спама.

Предполагается ещё ряд всевозможных технологических новшеств.

Кроме всего этого, Билл Гейтс, как и следовало ожидать, заявил о необходимости введения "саморегулирования" в отрасли, выработки соответствующих юридических документов и целенаправленного противодействия наиболее активным спаммерам.

Он также призвал "крупнейших игроков в экосистеме электронной почты", к сотрудничеству, приводя в пример достопамятную договорённость Microsoft с AOL и Yahoo, которой примкнули ещё и провайдер Earthlink и ряд других компаний.

Надо сказать, что ничего нового Гейтс, в этом отношении, не сказал. Он просто собрал повторил всё то, что говорилось до него, и видит Бог, будет говорено ещё не раз.

Но, кроме этого, Гейтс, условно говоря, предложил запретить на законодательном уровне автоматический сбор адресов, получаемых спаммерами из "открытых источников", таких, как всевозможные форумы и новостные группы. Это, в общем и целом, очень неплохая идея: спаммерам она жизнь осложнит.

Ещё одной мерой, которую предложила Microsoft устами своего руководителя, — это производить проверку через систему DNS не только адресов серверов, принимающих электронную почту, но и тех адресов, с которых она уходит. Это предложено делать для того, чтобы пресечь отправку спама с фальшивых адресов.

Эти и другие меры, как полагает Гейтс (и далеко не он один), позволят выбить у спаммеров финансовую почву из-под ног, так, чтобы их деятельность для них же самих оказалась совершенно непривлекательной.

Всё это, возможно, очень правильные и нужные меры.

Однако Microsoft, надо заметить, спохватилась весьма поздно. Все её нынешние союзники — и Yahoo, и AOL, и прочие — уже давно ищут решение проблемы спама, тем более, что его количество стремительно растёт.

Microsoft же, по словам критиков, старалась всё больше сократить количество спама, которое получают клиенты её сервисов, таких как MSN и Hotmail, но не пресечь отправку спама.

Да, на Hotmail введены жизненно необходимые средства блокирования рассылки спама (не более 100 сообщений за сутки, к тому же необходимо доказывать, что ты человек, а не робот).

Кроме того, созданы средства блокирования роботов — сборщиков адресов. Но ничего этого нет в MSN, где почтовый сервис можно бесплатно использовать в течение двух месяце (испытательный срок). Чем спаммеры активно пользуются.

Есть и ещё несколько огромных "дыр", которые значительно умаляют предпринимаемые Microsoft меры.

Что же касается судебных исков, то недавно по BBC прошёл материал по этому поводу. Один из "предполагаемых спаммеров", попавших под огонь Microsoft, утверждает, что он пал жертвой ошибки.

Дело в том, что незадолго до того, как ему прислали пакет с извещением об иске, некий Саймон Грейнджер (Simon Grainger) купил ещё один домен для сайта авиационного клуба, чьим администратором он является. Как только домен поступил в его распоряжение, на него хлынули потоки спама, и Грейнджер даже закрыл его на время...

Потом открыл, и его тут же атаковала корпорация Microsoft, со всеми её деньгами и влиянием.

Знакомые адвокаты уже сказали Грейнджеру, что, возможно, потребуется пятизначная сумма, чтобы отбиться от Microsoft. Этих денег у него нет. И что теперь делать, он не знает. Другое дело, что на его защиту уже встают даже антиспаммеры. Стив Линфорд (Steve Linford), глава проекта Spamhaus, например, уже заявил журналистам, что "на 98% уверен, что Microsoft промахнулась".

И напоследок: как выяснилось, в Конгресс США только что подан некий "Акт о сокращении распространения спама", который подразумевает нечто прямо противоположное своему названию.

Этот акт предоставляет 23 миллионам (!) мелких частных предприятий право совершенно легально разослать свою "бесплатную рекламу" кому угодно и понуждает адресатов ответить (!!!) на каждое такое письмо, с тем, чтобы их "вычеркнули из списка возможных адресатов". Естественно, спаммеры сделают нечто прямо противоположное.

По словам Линфорда, Интернет в Европе захлёбывается под напором миллиардов сообщений, рассылаемых всего-навсего 200 частными лицами и организациями в США (в основном во Флориде).

Что будет, если вместо 200 рассылкок спама, пусть даже не очень регулярной, будут заниматься 23 миллиона любителей дармовой рекламы?


или введите имя

CAPTCHA