25.10.2011

Зазеркалье разоблачения. Нездоровый дуализм электронных СМИ

image

Некоторое время я просто наблюдал за происходящим действием, в надежде понять сущность такого повышенного внимания к ресурсу «WikiLeaks.org» и в частности к персоне Джулиана Ассанжа. Весьма велико было желание разобраться, на чьей же стороне правда… лживая правда?!

Автор: Саша Кайот

Давать советы правителям, разоблачать перед народом тайны власти, доказывать, что всякое государство есть не что иное, как насилие, прикрытое личиной правосудия – это все равно, что кур учить лисьим хитростям, вставлять овцам волчьи зубы…

Антонио Джустиниани, 1503 [1]

Некоторое время я просто наблюдал за происходящим действием, в надежде понять сущность такого повышенного внимания к ресурсу «WikiLeaks.org» и в частности к персоне Джулиана Ассанжа. Весьма велико было желание разобраться, на чьей же стороне правда… лживая правда?!

Однако, как и в большинстве случаев, правда оказалась на стороне денег… или деньги на стороне правды (кому как больше нравиться, это одно…, т.е. тождественно), а еще политики, которыми «виляет» хвост.

В этой статье мне бы не хотелось заострять внимание на моем личном мнении, ввиду его субъективности. К тому же, в нашем (еще более вероятно Их…) мире, в нынешнее время, это не безопасно! Читайте, анализируйте, делайте выводы...

Изначально, для более детального, аргументированного анализа и в качестве введения, экстрактируем необходимые сведения о ресурсе «утечек» из всемирно любимой энциклопедии в глобальной информационной сети [http://ru.wikipedia.org/wiki/WikiLeaks].

URL: wikileaks.ch (ранее wikileaks.org);

Официальный список зеркал: 1424 на 20 декабря 2010 года;

Коммерческий: нет;

Тип сайта: хранилище доков;

Язык(и): многоязычный;

Владелец: The Sunshine Press;

Автор: Джулиан Ассанж;

Начало работы: декабрь 2006 года;

Текущий статус: активен.

По сути WikiLeaks задумывался создателями как международный социальный сетевой проект, основанный на доработанном wiki-движке, использующем технологии MediaWiki, Freenet, Tor, PGP, с возможностью анонимного редактирования статей.

Целью проекта была заявлена «не отслеживаемая публикация и анализ документов, становящихся доступными вследствие утечек информации». Для взаимодействия был открыт защищенный HTTPS-канал. Несмотря на свое название, WikiLeaks не являлся wiki-ресурсом: пользователи, не обладающие соответствующими правами, не могли менять его содержимое. Однако, предоставить анонимную информацию мог любой пользователь, располагающий соответствующими сведениями.

Сначала, в WikiLeaks отсутствовали русские переводы текстов дипломатических документов (лишь некоторые депеши переводились энтузиастами).

Интересный факт: на странице обоев WikiLeaks таким странам как Китай и Россия, была посвящена отдельная инфографика: Великая китайская стена с надписью «Большой брат следит. Мы тоже» («The Big Brother is watching. So are we»), и Красная площадь с матрешками в человеческий рост и надписью «Наслаивая ложь. Вынашивая правду» («Nesting lies. Hatching truth»).

Нередко, объемные публикации на сайте WikiLeaks предварялись отредактированными выборками в ключевых средствах массмедиа.

Рассмотрим основные из них, с максимальным информационным откликом:

Документы о войне в Афганистане

Администрация Соединенных Штатов Америки 26 июля 2010 года заявляла, что «безответственная» утечка в СМИ тысяч файлов с секретной военной информацией могла представлять угрозу безопасности страны. Речь шла о документах, опубликованных на сайте Wikileaks и перепечатанных ведущими мировыми изданиями — британской The Guardian, американской The New York Times и немецким журналом Der Spiegel. В них, в частности, содержалась ранее не сообщавшаяся информация о гибели в Афганистане мирных жителей.

Кроме того, из указанных документов было очевидно, что НАТО подозревало Иран и Пакистан в том, что разведслужбы обеих стран тайно оказывали поддержку афганским талибам. Более 90 тысяч опубликованных на сайте отчетов и сообщений разведслужб о ходе конфликта в Афганистане, охватили период последних шести лет военной операции, в ходе которой погибли не менее трехсот британских и более тысячи американских военных.

Эта утечка секретной информации стала, вероятно, самой масштабной в истории США.

В целом из документов, к которым получили доступ журналисты, усматривалось следующее (по оценке журналистов BBC Russian): силы коалиции проигрывали войну в Афганистане, военные убивали сотни мирных жителей и информация об этом не становилась достоянием общественности, число нападений со стороны талибов увеличивалось, а командующие силами НАТО опасались, что Пакистан и Иран поддержат нестабильность в регионе.

Кроме того, согласно указанным документам, талибы получили доступ к мобильным ракетным комплексам с теплонаведением, которые они могли использовать для нападений на самолеты.

По словам корреспондента «BBC» в Кабуле Дэвида Лойна, Белый дом был «в ярости» от утечки, которая могла нанести серьёзный ущерб репутации американской администрации.

«Эти документы показывают, что предоставленная помощь не сработала, политические мотивы «кампании» были изначально наивны, а кроме того, они показывают, насколько сложным противником является «Талибан». Большинство американцев до сих пор этого не понимали», — считал Лойн.

Администрация американского президента подвергла жёсткой критике владельцев сайта Wikileaks за решение опубликовать секретные документы. Те, в свою очередь, не сообщили, кто предоставил в их распоряжение указанные материалы.

Документы о войне в Ираке

23 октября 2010 года сайт Wikileaks опубликовал около 400 тысяч документов, посвященных войне в Ираке. А именно, 391 тысячу 832 военных отчета, получивших название «Иракское досье», охватывающих период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2009 года. США обвинили в утечке информации военнослужащего разведывательного подразделения армии США - Брэдли Меннинга.

Дипломатическая переписка США

Очередная статья содержала сведения из «утекших» дипломатических телеграмм США.

Это произошло в конце ноября 2010 года, в результате чего на сайте было опубликовано более 250 тысяч писем американских дипломатов. К примеру, из них следовало, что лидеры Саудовской Аравии обращались с просьбой к США об авиаударе по Ирану.

Так же, были обнародованы многочисленные неформальные характеристики мировых лидеров.

Список объектов, жизненно важных для США

WikiLeaks опубликовал список ключевых объектов других стран, жизненно важных для США.

Из него усматривалось, что объектами американской безопасности расположенными на территории Российской Федерации являлись:

  • Надымский газотранспортный узел;
  • Нефтепровод «Дружба»;
  • Новороссийский морской порт;
  • Владивостокский морской порт;

Постановление суда штата Калифорния в 2008 году

Проект приобрел известность тем, что постановлением суда штата Калифорния (США) от 18 февраля 2008 года был закрыт доступ к первоначальному адресу ресурса «утечек» -«wikileaks.org», а регистратору Dynadot было рекомендовано исключить все DNS-записи ссылающиеся на этот домен.

Тот же суд, под председательством судьи Джефри Уайта, опираясь на первую поправку и пространство юрисдикции, вернул право Wikileaks находиться онлайн, а также отклонил требование банка Юлиуса Байера о запрете Wikileaks публикации «утекших» материалов на сайте.

Визит Ассанжа в Швецию и ордер на его арест

В августе 2010 года Джулиан Ассанж, в рамках своего визита в Швецию, подписал соглашение с местной Пиратской партией о размещении части серверов Wikileaks на её площадках, что обеспечило проекту политическую поддержку на мировой арене.

Там же, две женщины, Анна Ардин (30 лет, организатор визита Ассанжа в Швецию, была депортирована с Кубы за подрывную деятельность) и София Вилен (26 лет, фотограф) совместно обвинили Ассанжа в изнасиловании (в соответствии с законодательством, действующим в Швеции, совершение полового акта без средств индивидуальной защиты допускается только в случае заблаговременного уведомления и согласия всех сторон; неприменение средств контрацепции влечет уголовную ответственность, прим. редактора).

Частное обвинение получило публичное освещение в газете Expressen, на следующий день после подачи заявления в прокуратуру. Вследствие чего, Джулиан Ассанж был объявлен в международный розыск.

Аналогичная «атака» была предпринята в отношении владельца немецкого домена «WikiLeaks.de» - Теодора Реппе (Theodor Reppe). Его дом подвергся обыску под предлогом подозрения в хранении порнографических материалов. Следователи «требовали» выдачи паролей WikiLeaks.

Реакция Австралии

Вследствие публикации списков сайтов, заблокированных датскими интернет-провайдерами, австралийская комиссия по средствам массовой информации и коммуникациям обязала австралийских интернет-провайдеров закрыть доступ к некоторым страницам Wikileaks.

Wikileaks в СНГ

Направление Wikileaks для русскоговорящих стран (в момент написания статьи) — находилось на стадии разработки. В июле 2010 года на сайте появилась информация о продаже доменного имени «wikileaks.ru» (сведения с ресурсов ФСБ, ГРУ, СВР).

В настоящее время, в России документы Wikileaks анализирует и публикует по соглашению с WikiLeaks журнал «Русский репортёр».

Разногласия в Wikileaks

Шведская газета Dagens Nyheter опубликовала информацию о том, что в Wikileaks возникли разногласия по технологиям управления проектом. Даниэль Домшайт-Берг, Херберт Сноррасо и другие администраторы ресурса задумали альтернативный проект — Openleaks, который бы работал на новых принципах.

Для реализации планов, 17 сентября 2010 года ими были куплены доменные имена «Openleaks.org» и «Openleaks.net».

Противодействия Wikileaks

Вследствие опубликования конфиденциальных американских документов, 28 ноября 2010 года, сайт WikiLeaks подвергся хакерской атаке, после чего некоторое время был недоступен пользователям. Администраторы сайта назвали основной причиной таких неполадок DDoS-атаку.

Сразу после обнародования каблограмм, которыми правительство обменивалось с посольствами США в других странах Amazon перестал предоставлять хостинг сайту WikiLeaks, а 4 декабря платежная система PayPal заморозила учетную запись WikiLeaks. Также были заблокированы переводы через системы VISA и MasterCard.

Хакерская группа «Anonymous» объявила войну сайтам компаний, по их мнению, действующих во вред сайту Wikileaks.

Смена адреса Wikileaks

В связи с закрытием хостинга «Wikileaks.org» проект Wikileaks вынужден был кочевать с места на место. Так, 3 декабря 2010 года он переехал на «http://wikileaks.ch», а поисковая система Google по запросу «wikileaks» выдавала один из его IP адресов, 213.251.145.96.

По состоянию на 26 декабря 2010 года, WikiLeaks зеркалировался по 1424 адресам. В то же время официальный сайт «Wikileaks.org» открыл зеркало «Mirror.Wikileaks.Info» с российского дата-центра Webalta.

Русский WikiLeaks

6 декабря 2010 года Пиратская партия России запустила родственный проект в зоне «.рф».

В одном из интервью, Ассанж, по поводу отсутствия на Wikileaks публикаций документов из России говорил так: «Мы бы с удовольствием. У нас в проекте даже русскоговорящие люди есть. Но нам практически ничего не присылают. Возможно, люди в России не знают о нас? Или не верят, что мы можем изменить ситуацию в России?» (в настоящее время в России между государственными структурами и внутри ведомств, преобладает документооборот с использованием бумажных носителей информации, что затрудняет удаленный сбор сведений энтузиастами; однако, уже к 2020 году Минобороны РФ планирует отказаться от основной массы «бумажек», заменить морально и технически устаревшие дискеты, на флэш-накопители и даже обеспечить доступ к ГИС Интернет из любой воинской части, прим. автора).

Мобильные приложения для WikiLeaks

18 декабря 2010 года приложение для iOS российского разработчика Игоря Баринова было одобрено цензонами Apple App Store, но уже 21 декабря Wikileaks app подверглось удалению из каталога приложений.

22 декабря 2010 года российская студия iRafa выпустила приложение для платформы Android позволяющее просматривать странички WikiLeaks.

Приложение позволяло осуществлять чтение статей на сайте WikiLeaks и ленты в Twitter по хэштегу #WikiLeaks, а также предоставляло возможность обмена ссылками на статьи в социальных сетях или отправке их по электронной почте. Приложение работало с любыми устройствами на платформе Android, с версией ОС 1.6 и выше.

Целью выпуска таких приложений являлся сбор пожертвований в Фонд Защиты WikiLeaks и его основателя - Джулиана Ассанжа.

В настоящее время по адресу «wikileaks.org» установлен редирект на «mirror.wikileaks.info», не включенный в официальный список зеркал и заявленный как «зеркало предыдущих утечек».

В результате анализа основных направлений деятельности и наиболее ярких событий, связанных с ресурсом «утечек», возникли логические вопросы:

Что же в действительности вершится вокруг сайта WikiLeaks? Почему всевозможные СМИ назойливо муссируют и всячески обсасывают личность Джулиана Ассанжа?

Для ответа на такие и подобные вопросы проанализируем информацию, датированную приблизительно одним периодом времени, из нескольких «независимых» источников…

РИАНОВОСТИ пишет:

[http://www.rian.ru/world/20100812/264546179.html]

«Репортеры без границ» сожалеют о «безответственности» WikiLeaks.

Сюжет: Скандальная публикация закрытых документов по операции в Афганистане. Контекст: Сайт WikiLeaks намерен и дальше публиковать секретную информацию. Утечка военных документов в США может иметь серьезные последствия.

Москва, РИА Новости. Международная организация «Репортеры без границ» (RSF), выступающая за свободу слова во всем мире, сожалеет о «невероятной безответственности» сайта WikiLeaks, опубликовавшего секретные документы о военной операции США в Афганистане, говорится в открытом письме RSF, размещенном в четверг на сайте организации.

Подборка служебных документов, касающихся всех аспектов проведения операции союзников в Афганистане с января 2004 года по декабрь 2009 года, была опубликована WikiLeaks25 июля этого года. По заявлениям представителей WikiLeaks, подборка включает более 90 тысяч документов. Ее основу составляют рапорты американских командиров различного уровня о проведении операций, описывающие подробности боевых действий и содержащие детальное описание их последствий.

В открытом письме «Репортеров без границ» отмечается, что обнародованная WikiLeaksинформация подвергает значительному риску местных жителей, оказывающих помощь международной коалиции в Афганистане.

«Талибы и другие вооруженные группировки, исходя из этого документа, могут без труда составить список людей, которых постараются убить из мести», - пишет RSF.

Организация также отмечает, что безответственное поведение WikiLeaksставит под угрозу существование самого Интернета, как среды свободного распространения информации.

Два дня назад с просьбой убрать из документов имена мирных жителей, оказывавших содействие коалиции, к Wikileaks обратились пять правозащитных организаций, среди которых "Международная амнистия" (Amnesty International).

Пентагон пока не определил размер нанесенного публикацией ущерба и продолжает внутреннее расследование и поиск того, кто передал документы. Ранее по подозрению в этом под стражу был заключен бывший сотрудник армейской разведки в Багдаде Брэдли Мэннинг, однако документы, касающиеся последнего периода войны, были, возможно, переданы другим лицом. Глава Пентагона - Роберт Гейтс попросил ФБР принять активное участие в расследовании.

Несмотря на внимание СМИ к публикации, официальные лица, представители вооруженных сил и эксперты не считают, что опубликованные документы могут нанести ущерб обороноспособности США.

Такова позиция «приближенного» к власти средства массовой информации. Рассмотрим другую точку зрения:

Независимая газета пишет:

[http://news.ng.ru/2010/12/23/1293092972.html]

Используя неоднозначный заголовок: «Репортеры без границ» открыли «зеркало» WikiLeaks.

Международная организация «Репортеры без границ» 21 декабря открыла «зеркало» сайта WikiLeaks по адресу: http://wikileaks.rsf.org.

«Мы поддерживаем символическое право WikiLeaks к беспрепятственной публикации информации».

«Репортеры без границ» защищают свободное распространение информации в Интернете и право на защиту источников, без которых не могут существовать журналистские расследования», говорится в заявлении организации.

Сайт WikiLeaks, специализирующийся на публикации секретной документации министерств и ведомств США, оказался в центре внимания после публикации служебных документов и переписки американских дипломатов. В частности, в представленных документах содержались весьма нелестные высказывания в адрес мировых лидеров.

Из вышеизложенного усматривается, что точки зрения РИАНОВОСТИ и Независимой газеты весьма разнятся.

Однако, имея активную гражданскую позицию, немного свободного времени, прямые руки и холодное сердце, не сложно выявить достоверные сведения…

Поскольку в глобальной информационной сети, сегодня, огромное количество WhoIs сервисов, проанализируем кому принадлежит домен «rsf.org», на котором располагается ресурс «wikileaks.rsf.org», расставив тем самым точки над «Ё»:

Запрос: http://whois.domaintools.com/rsf.org

Ответ сервера:

Whois Record For rsf.org

Domain ID:D23618081-LROR

Domain Name:RSF.ORG

Created On:29-Mar-2000 06:51:51 UTC

Last Updated On:21-Dec-2010 00:25:11 UTC

Expiration Date:29-Mar-2012 06:51:51 UTC

Sponsoring Registrar:Gandi SAS (R42-LROR)

Status:CLIENT TRANSFER PROHIBITED

Registrant ID:RSF4-GANDI

Registrant Name:Reporters sans frontiAres

Registrant Organization:Reporters sans frontiAres

Registrant Street1:47 rue Vivienne

Registrant City:Paris

Registrant State/Province:

Registrant Postal Code:75002

Registrant Country:FR

Registrant Phone:+33.144838484

Registrant Phone Ext.:

Registrant FAX:+33.145231151

Registrant FAX Ext.:

Registrant Email:

Admin ID:MM7217-GANDI

Admin Name:Miguel Membrado

Admin Organization:KIMIND

Admin Street1:17 rue du ColisAe

Admin City:Paris

Admin State/Province:

Admin Postal Code:75008

Admin Country:FR

Admin Phone:+33.175438233

Admin Phone Ext.:

Admin FAX:+33.1

Admin FAX Ext.:

Admin Email:

Tech ID:MM7217-GANDI

Tech Name:Miguel Membrado

Tech Organization:KIMIND

Tech Street1:17 rue du ColisAe

Tech City:Paris

Tech State/Province:

Tech Postal Code:75008

Tech Country:FR

Tech Phone:+33.175438233

Tech Phone Ext.:

Tech FAX:+33.1

Tech FAX Ext.:

Tech Email:

Name Server:C.DNS.GANDI.NET

Name Server:B.DNS.GANDI.NET

Name Server:A.DNS.GANDI.NET

DNSSEC:Unsigned

Website Title:

Reporters Sans Frontières

Title Relevancy

100%

Meta Description:

organisation reporters sans frontieres : défense des libertés (liberté de la presse) et lutte contre la censure des journalistes dans le monde, réalisation de communiqués de presse et campagnes de sensibilisation

Relevancy:

60% relevant.

Meta Keywords:

liberté de la presse, contre la censure, défense des libertés, journalistes, reporters sans frontieres, droits de l'homme, journaliste reporter

Relevancy:

28% relevant

SEO Score:

88%

Terms:

1294 (Unique: 619, Linked: 922)

Images:

75 (Alt tags missing: 16)

Links:

413 (Internal: 406, Outbound: 4)

Related Sites:

ancienscfj.com, saja.org, rsf-persan.org, rsf-chinese.org, reporter-ohne-grenzen.de, heritage.org, google.com, free.fr, fidh.org, wordpress.org

Similar Domains:

rsf-europe.com, rsex.com, rseverett.com, rsfcu.com, rsfh.com, rsexe.com, rsfdrive.com, rseven.com, rsfdtz.com, rsfactory.com, rsextube.com, rseta.com

RSS Feeds:

Bolivia - After controversial anti-racism law, new media legislation in 2011 (14970 days ago)

AboutUs:

Wiki article on Rsf.org

DMOZ:

190 listings

DMOZ Title:

Reporters without borders

DMOZ Description:

An organization that struggles for press freedom. News, petitions and membership form.

DMOZ Category:

/ News / Media / Journalism / Organizations /

Y! Directory:

1 listings

Wikipedia:

1,188 pages

Visitors by Country:

France 15.9%

United States 13.6%

Sweden 4.7%

Germany 4.6%

Great Britain (UK) 4.3%

Italy 4.2%

Visitors by City:

Baku 15.5%

Paris 3.6%

Boston 2.5%

Los Angeles 1.9%

Vélizy 1.1%

Toulouse 0.7%

Alexa Trend/Rank:

#88,099: for the last three months.

Compete Rank:

#102,266 with 18,548 U.S. visitors per month

Quantcast Rank:

#465,512

Created:

2000-03-29

Expires:

2012-03-29

Updated:

2010-12-21

Whois Server:

whois.pir.org

General TLDs:

rsf.com (registered and active website)

rsf.net (registered and active website)

rsf.org (registered and active website)

rsf.biz (registered and no website)

rsf.info (registered and active website)

rsf.us (registered and active website)

Server Type:

Apache/2.2.9 (Debian) PHP/5.2.6-1+lenny9 with Suhosin-Patch

IP Address:

80.67.162.8 Reverse-IP | Ping | DNS Lookup| Traceroute

IP Location:

- Ile-de-france - Paris - Netaktiv Network At Telehouse2 (paris France)

Response Code:

200

Domain Status:

Registered And Active Website

Из приведенного выше ответа WhoIS сервера усматривается, что домен второго уровня «rsf.org» зарегистрирован организацией «Reporters sans frontiAres» (Репортеры без границ), находящейся в городе Париж. Также по одноименному адресу (http://rsf.org) доступен официальный сайт организации «Reporters Sans FrontiАres». В настоящее время, домен имеет действующую регистрацию и активный web-сайт.

Очевидно, что отношение организации «Репортеры без границ» к ресурсу WikiLeaks вполне однозначно и не завуалировано.

Такое разночтение в современных средствах массмедиа (особенно когда политика сталкивается с другими сферами деятельности), обусловлено влиянием государственных структур, политикой жесткой цензуры, мнимой демократией…

Сегодня, Ассанж находится под следствием, ему инкриминируют еще несколько статей, поскольку дела об изнасиловании «разваливаются». СМИ поутихли… В Wikileaks нашлись «перспективные» руководители, вероятно, удовлетворяющие правительство США…

P.S. Не может не радовать отношение нашего президента – верховного главнокомандующего ВС РФ, Дмитрия Анатольевича Медведева к происходящему, вокруг проекта «утечек»...

ИНТЕРНОВОСТИ пишет:

[http://www.internovosti.ru/text/?id=34583]

Медведеву плевать на оценки WikiLeaks

Заголовок от 23 декабря 2010 года. Президенту России Дмитрию Медведеву «наплевать» на оценки внутренней ситуации в стране, которые даются на сайте WikiLeaks.

Так, российский лидер прокомментировал свое отношение к скандальным публикациям на сайте, во время встречи с индийскими студентами.

Медведев подчеркнул, что важны не отчеты дипломатов, а то, что действительно происходит в российской политике. Он отметил, что опубликованная на сайте информация никак не влияет на российские интересы.

Общаясь с индийской молодежью, президент не стал скрывать, что политики используют «жесткие выражения» в общении. Однако Медведев считает, что действия WikiLeaks имеют и плюсы, и минусы. Минусы в том, что не все вещи дипломатической переписки могут быть обнародованы.

Ранее, сайт WikiLeaks опубликовал секретные документы, в которых Медведева сравнивали с Робином, а главу правительства Владимира Путина с Бэтменом.

События, описанные в данной статье, демонстрируют яркий пример того, как группа энтузиастов, борющихся за свободу информации, свободу слова, становится проблемой глобальной системы… и получает отказ в обслуживании!!!

Поэтому, воспринимайте предоставляемую информацию адекватно, относитесь ответственно к защите информации, своей персоны; и не вставляйте «флэшки» без использования средств защиты, особенно где-нибудь в Швеции…



Библиография:

  1. Мережковский Д.С. Воскресшие боги; Леонардо да-Винчи. М.: Худож. лит., 1990. – 431 с. – С. 309.