8 Августа, 2012

RA: Единицы Измерения

Владимир Гнинюк

Энтузиастам ISRA посвящается

Почему-то чаще всего сталкиваюсь с людьми, которые убеждены, что правильным ответом на вопрос: «В каких единицах измеряется Риск?» - является ответ  «в деньгах» (ведь для Бизнеса считаем).
Всегда ли данное утверждение справедливо?


Что есть Риск?Есть много различных формулировок, которые пытаются раскрыть данное понятие. Мне больше всего нравится:«Риск – это влияние неопределенности на цели». 

Другими словами, Риск это Явление, а явление само по себе единиц измерения не имеет. Мы можем измерить только проявление Явления.

Оценивание Риска, это фактически оценка насколько мы, в реальном мире,  отклонимся от поставленных  целей, а вот величина этого отклонения уже имеет единицы измерения. При этом следует учитывать, что единицы измерения «отклонения от цели» могут быть разными, потому как цели могут быть по разному сформулированы.

Например, если цель сформулирована «Быть первыми», то стоит ли отклонение измерять в деньгах и заявлять, что, если мы не защитим «чертежи нового чайника» и они будут украдены, мы потеряем  100 000 000 тугриков?

Бизнесу часто важна позиция, а деньги – это производная.

Почему? Потому как, что значит «потеряем 100 000 000»? Это на момент оценки? За период продаж изделия? А что возьмем за период продаж, которых еще не было и не понятна реакция конкурентов на выведенный нами на рынок « новый чайник»? А как оценить потери или доходность от перераспределения спроса на продукцию за счет роста популярности бренда?
Это не то что не считается, но пусть это считают другие, например, маркетологи :-)

Если цель  «Не допустить финансовых потерь»,  то здесь так или иначе нужно будет показать «деньги», ну а если цели звучат иначе, например, «Мы должны быть самым читаемым информационным агентством», или «Наш е-магазин должен быть всегда доступен для наших клиентов», или «Хоть пожар, хоть наводнение, но через час все должно работать», не считайте «деньги», они уже посчитаны до вас.

Когда оцениваете риски, не гонитесь «за рублем». В такой погоне, можно настолько оторваться от реальности, что будет потеряно много сил и средств и при этом не факт, что в полученные цифры Бизнес вам поверит.
Отталкивайтесь от поставленных целей и задач!!!