14 марта 2017 года EDPS опубликовал интересный документ – «Мнение 4/2017 относительно предложения о принятии европейской Директивы по отдельным аспектам, связанным с контрактами на поставку электронного контента» (EDPS Opinion 4/2017 on the Proposal for a Directive on certain aspects concerning contracts for the supply of digital content). Документ объёмом 26 страниц доступен по адресу
Как отмечается в резюме для руководства, «EDPS понимает важность ориентированной на данные экономики для экономического роста в Евросоюзе и её роли в электронной среде, как это сформулировано в стратегии «Единого цифрового рынка» (A Digital Single Market Strategy for Europe, см.
«Один из аспектов проекта Директивы, однако, является проблематичным, поскольку она будет применима не только к ситуациям, когда электронный контент будет оплачиваться деньгами, но и в тех случаях, когда электронный контент будет предоставляться не за деньги, а в обмен на предоставление персональных или любых других данных. EDPS предупреждает против включения любых новых положений, вводящих идею оплаты людьми товаров и услуг своими персональными данными таким же образом, как деньгами. Фундаментальные права, такие как право на защиту персональных данных, не могут быть сведены к простым потребительским интересам, а персональные данные не могут рассматриваться просто как ещё один товар.»
Как показывает практика, персональные данные рассматриваются сейчас многими компаниями как ценный товар, и они готовы в обмен на них предоставлять определенные электронные товары и услуги. В ряде случаев такие компании могут злоупотреблять свои положением, пытаясь вынудить субъектов персональных данных предоставить определенные (возможно, избыточные) данные и/или отказаться от надлежащей их защиты и разрешить практически неограниченное использование. По сути EDPS предупреждает о том, что возможен конфликт двух ветвей законодательства, и обработка собранных таким образом персональных данных может быть признана незаконной, а полученные согласия – ничтожными, если будет установлено, что субъекты персональных данных действовали под давлением, а поставщик электронного контента злоупотребил своим монопольным положением. EDPS явно хочет воспрепятствовать тому, чтобы граждане продавали «права первородства за чечевичную похлёбку»…
Источник: сайт EDPS