Приз вместо оплаты услуг, продолжение.

Приз вместо оплаты услуг, продолжение.
Публикация вызвала любопытный спор в группе RISSPA на LinkedIn -е. Спор - это всегда хорошо, так как он позволяет приблизиться к истине (постараюсь быть самокритичным: есть у меня склонность к троллингу , но, зная за собой сей грешок, всегда стараюсь держать себя в руках) . Мне не показались убедительными доводы моих оппонентов, тогда как собственная логика вполне себе пригодной. В данном блоге я, все-таки, намерен излагать свои умозаключения, но быть объективным и привести доводы оппонентов и свои ответы на них. Пишу, главным образом, для тех, кто по каким-либо причинам не участвует в нашем RISSPA-LinkedIn-овском междусобойчике :-), но кому идея может показаться любопытной.

Итак, я пытаюсь применить
такие конкурсы в качестве средства анализа защищенности (теста на проникновение) интернет-сервисов коммерческой компании. Такой подход, на мой взгляд, имеет ряд серьезных преимуществ для Заказчика (коммерческой компании):

  1. Выбор подрядчика происходит по факту выполненных работ, а не на основании предположения как подрядчик, наверно, это сделает. Сложившаяся практика такова: Заказчик пишет Техтребования, требования к квалификации подрядчика, вывешивает их на свой сайт с предложением слать оферты. Потенциальные Подрядчики высылают в назначенный час свои оферты с информацией о том, какие они хорошие. Заказчик рассматривает предложения, отсеивает тех, кто не проходит по каким-либо квалификационным требованиям, а из оставшихся квалифицированных выбирает по минимальной цене победителя. Т.е. на момент выбора Подрядчика Заказчик не имеет ни малейшей уверенности, что Подрядчик отработает хорошо. Критерий минимальной цены здесь играет далеко не в интересах Заказчика.
  2. Множество независимых результатов позволит более объективно оценить качество работ. По "устоявшейся" схеме после отработки подрядчика Заказчик получит единственный результат, собственно, результат работы Подрядчика. Для оценки качества работы Подрядчика, Заказчику, в случае пентеста, надо провести свой пентест: ОК, если Подрядчик нашел хоть что-то, но если он не нашел ничего, означает ли это, что Заказчик хорошо защищен? Или просто Подрядчик так отработал (как смог)? Множество независимых результатов эту проблему смягчают: если Подрядчик1 не нашел ничего, а Подрядчик2 - что-то, - уже есть смысл задуматься.
  3. Заказчик гарантированно впишется в свой бюджет. Тут все понятно: Заказчик сам объявляет приз, и не возможна ситуация, когда запланированный на пентест бюджет ниже любой присланной оферты.
  4. Подобные конкурсы позволят открывать новые имена. При открытом конкурсе, когда участвовать сможет каждый желающий, больше шансов для формирования действительно конкурентной среды, что, безусловно, повысит качество услуг.
Изобретатели и яростные сторонники современных тендерных процедур мне возразят, что оплата всегда производится по факту выполненных работ и это гарантирует Заказчику защиту от некачественных услуг. Но, не все так просто. Крайне тяжело оценить качество пентеста, когда есть просто куча НО . Фактически, чтобы доказать Подрядчику, что работы, им проделанные, низкого качества, Заказчику надо провести аналогичные работы.... иначе, я не знаю как. Очевидно, нанимая Подрядчика, Заказчик тем самым подтверждает по тем или иным причинам свою неспособность в выполнении этих работ, а следовательно, Подрядчик неплохо устроился :-)

Теперь перейдем к аргументам моих оппонентов.

1. Возможна низкая эффективность такого конкурса.
Тут мне кажется, что все зависит от мотивации. Можно придумать неплохую стратегию проведения таких конкурсов, где продумать вопросы мотивации участников. Сейчас, банально, чем выше призовой фонд, тем бОльшая эффективность будет у конкурса. В любом случае, все работают за деньги. Можно продумать какие-либо еще варианты: какое-нибудь схемы взаимного сотрудничества, рекламы и т.п.
2. Подобные конкурсы будут работать только в разовых акциях и непригодны для постоянного процесса.
Во-первых, совсем не обязательно пентестить сайт на постоянной основе, скажем, раз в год.Во-вторых, все опять же упирается в мотивацию: никто не мешает, например, оплачивать любую информацию об обнаруженной уязвимости, - при такой постановке вопроса уже мы наблюдаем процесс. Примерно это может выглядеть так: Заказчик сделал Интернет-сервис, запустил конкурс. Условиями может быть оплата каждой найденной уязвимости в пропорции к ее критичности, например (все это можно прописать в техтребованиях).
3. Подобные конкурсы приведут к тому, что Черные шляпки будут использовать найденные уязвимости в своих грязных делишках.Мое мнение, что на этот риск наличие или отсутствие конкурса никакого влияния не имеет. Позиция, что меня никто не ломает, потому что обо мне никто не знает не очень вяжется с маркетингом, поскольку если Интернет-сервис должен приносить прибыль, он должен быть известен. Ну а с тем, что ломают то, что известно и посещаемо - надо мириться и как-то бороться.
4. Публичная огласка степени "дырявости" веб-ресурса серьезно подмочет репутацию компании Заказчика. Стратегия "молчания в тряпочку" - наиболее разумная. Во-первых, все зависит от важности сайта для бизнеса Заказчика. Если сайт является, что называется, core-бизнес, то, уверен, его надо публично исследовать. Во-вторых, публикации типа этой , даже если они вышли до фактического исправления, на мой взгляд, вызывают меньший резонанс, чем информация о том, что какой-нибудь Изя Питерский тайно заломал сайт 15 месяцев назад, извелкал из него какую-либо выгоду, а когда надоело - продал конкурентам, которые глумились уже более продуманным образом (еще раз, публичность или непубличность исследований не будет хоть как-то коррелировать с работой Изи). Выход публикаций об узявимостях уже означает, что по ним рабоатют и латают. К тому же, остается надежда на этичность исследователей и подобные уязвимости пойдут в публикацию уже после исправления. Я абсолютно уверен, что стратегия "молчания в тряпочку" значительно менее эффективна, чем всестороннее исследование.

Напоследок, еще раз хочется подытожить, что то, что такие конкурсы обходятся дешевле среднестатистического пентеста - не основной мой аргумент ЗА, основное здесь - большая гарантия качества, чем при классическом конкурсном подходе в случае работ, где качество оценить самому Заказчику крайне сложно. Но есть Сообщество, которое поможет. Все-таки я склонен думать, что хороших людей больше и идея свободы информации в добрых целях жива не только в моем сознании.
Alt text

Если вам нравится играть в опасную игру, присоединитесь к нам - мы научим вас правилам!

Подписаться

Сергей Солдатов

REPLY-TO-ALL is a double language blog (English/Russian) run by three information security practitioners. Want to discuss information security problems? This is the place.