18 Июля, 2011

О необходимости психологического отбора абитуриентов высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области информационной безопасности

Дмитрий Федоров
В настоящее время количество высших учебных заведений (вузов), осуществляющих подготовку специалистов в области информационной безопасности, постепенно увеличивается. Это связано с реально существующей потребностью специалистов в данной области для предприятий и организаций, владеющих конфиденциальной информацией.

Известно, что основе системы защиты информации организации лежит человеческий фактор, предполагающий преданность ее персонала и персонала службы безопасности интересам организации, и осознанное соблюдение им установленных правил защиты информации. Если отдельный сотрудник службы безопасности предприятия не оправдывает доверия, то никакая эффективная система защиты не сможет гарантировать безопасность информации и предотвратить ее разглашение. Специалисты в области информационной безопасности считают, что сохранность конфиденциальной информации на 80 % зависит от правильного подбора, расстановки и воспитания персонала организации, в особенности персонала ее службы безопасности.

Следовательно, персонал, владеющий конфиденциальной информацией, является основным источником утраты ценной и конфиденциальной информации. Объясняется это тем, что с точки зрения психологических особенностей персонал — явление сложное, каждый из сотрудников всегда индивидуален, трудно предсказуем и мотивации его поведения часто противоречивы и не отвечают требованиям сложившейся жизненной ситуации. Это определяет особую значимость решения задачи подготовки, приема на работу и тщательного изучения персонала службы безопасности организации в процессе выполнения им своих должностных обязанностей.

Помимо профессиональных способностей сотрудники, связанные с секретами фирмы, должны обладать высокими моральными качествами, порядочностью, исполнительностью и ответственностью. Они добровольно соглашаются на определенные ограничения в использовании информационных ресурсов и вырабатывают в себе самодисциплину, самоконтроль действий, поступков и высказываний.

Основными качествами при оценке персонала службы безопасности предприятия являются:
    - Образование.
    - Профессионализм.
    - Личная культура.
    - Моральные качества.
    - Этика.
С учетом того, что основная доля этих качеств формируется в период обучения и воспитания в школе, то существует задача осуществления углубленного комплексного отбора абитуриентов, наряду с обычным профессиональным отбором.

Предполагаемая последовательность действий отборочной комиссии в данном случае имеет следующий вид.

Первый этап – это изучение личных документов абитуриента. Изучение документов не должно носить формально-бюрократический характер и быть единственным критерием в решении вопроса о включении данного лица в список абитуриентов. Изучение документов следует сочетать с объективным анализом личностей, претендующих на обучение, сопоставлением результатов собеседований, тестирования, опросов и т.п. Все это в совокупности позволит на конкурсной или неконкурсной основе правильно провести отбор абитуриента.

Второй этап – это собеседование с абитуриентами. Собеседования с кандидатами на должность преследуют следующие цели:
    - выявить реальную причину желания обучаться по данному профилю;
    - выявить возможных злоумышленников или попытаться увидеть слабости абитуриента как человека, которые могут провоцировать преступные действия;
    - убедиться в добровольном согласии абитуриента соблюдать правила защиты информации и иметь определенные ограничения в профессиональной и личной жизни.
Вопросники для собеседования составляются таким образом, чтобы выяснить:
    - уровень школьной подготовки;
    - источник информации о данной специальности;
    - отношение абитуриента к выбранной специальности и имел ли абитуриент склонность к данному виду деятельности;
    - возникшие сомнения, появившиеся в связи с изучением документов кандидата;
    - взаимоотношения с ближайшими родственниками в семье, жилищные условия, культурный уровень и т.п.
При подборе абитуриентов в процессе собеседования следует в первую очередь обращать внимание на их личные и моральные качества, порядочность и лишь затем на их уровень подготовки, умения и навыки.

Важно уже на первых этапах отбора исключить те кандидатуры, которые по формальным признакам явно не соответствуют требованиям, предъявляемым к будущему специалисту в области информационной безопасности.

Ответы кандидата должны фиксироваться, и те из них, которые вызвали сомнения, уточняются путем тестирования и другими способами (если это необходимо).

Одной из главных задач собеседования и тестирования является выявление несоответствия мотиваций в различных логических группах вопросов.

Психологический отбор преследует следующие цели:
    - выявление имевших ранее место судимостей, преступных связей, криминальных наклонностей;
    - определение возможных преступных склонностей, предрасположенности кандидата к совершению противоправных действий, дерзких и необдуманных поступков в случае формирования в его окружении определенных обстоятельств;
    - установление факторов, свидетельствующих о морально-психологической ненадежности, неустойчивости, уязвимости абитуриента и т.д.
По мнению многих специалистов-психологов, основные личные качества, которыми должен обладать в данном случае абитуриент, включают:
    - порядочность, честность, принципиальность и добросовестность;
    - исполнительность, дисциплинированность;
    - эмоциональная устойчивость (самообладание);
    - стремление к успеху и порядку в работе;
    - самоконтроль в поступках и действиях;
    - правильная самооценка собственных возможностей и способностей;
    - умеренная склонность к риску;
    - умение хранить секреты;
    - тренированное внимание;
    - хорошая память, способности к сравнительной оценке фактов и т.д.
Личные качества, не способствующие сохранению секретов:
    - эмоциональная неуравновешенность;
    - разочарование в себе и своих способностях;
    - ущемленное самолюбие;
    - крайне эгоистическое поведение;
    - отсутствие достаточного благоразумия;
    - нежелание и неспособность защищать информацию;
    - нечестность;
    - финансовая безответственность;
    - употребление наркотиков;
    - отрицательное воздействие алкоголя, приводящее к болтливости, необдуманным поступкам и т.д.
Отобранным для поступления в вуз считается абитуриент, у которого результаты анализа документов, собеседований, проверок, тестов и психологического изучения не противоречат друг другу и не содержат данных, которые препятствовали бы приему на учебу.

Методы психологического анализа абитуриента, проводимые одновременно приемами анализа его личных документов, позволяют сделать достаточно обоснованные выводы о пригодности данного лица к подготовке в вузе по профилю информационной безопасности и связанной в будущем с владением конфиденциальной информацией.

Полностью статья
или введите имя

CAPTCHA
5 Августа, 2011
Психологи которые выдвинули такие требования наверно купили свои дипломы на мытищенском рынке,1)эмоциональная устойчивость (самообладание); называется в тихом омуте черти водятся, 2)стремление к успеху и порядку в работе; называется карьеризм и если это стремление не поощрить то возникнет пункт 3-ущемленное самолюбие,а если к этому добавить еще и самоконтроль в поступках и действиях+умеренная склонность к риску то компания вылетит в трубу с такими рекомендациями "психологов"
0 |