Базы и банки данных в новых законах. Часть 1. Шагреневая кожа налоговой тайны

Базы и банки данных в новых законах. Часть 1. Шагреневая кожа налоговой тайны
Нынешний состав Государственной Думы закончил свою работу ударным принятием новой порции законов, которые также ударно одобрил Совет Федерации. В нескольких постах прокомментирую изменения, прямо затрагивающие вопросы информационной безопасности.В первую очередь проанализируем изменения, которые касаются регламентации создания, ведения и опубликования баз и банков данных граждан и юридических лиц, а также организации к ним доступа.
Начнем с изменений Налогового кодекса РФ, в котором существенно изменено содержание понятия налоговой тайны. Изменено, читай, в очередной раз сужено. Шагреневая кожа информации ограниченного доступа продолжает сжиматься.
Федеральным законом от 01.05.2016 № 134-ФЗ  «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» откорректирована статья 102 «Налоговая тайна».
Самое важное, на мой взгляд, в новой редакции закона: теперь к налоговой тайне не могут относиться три дополнительных группы сведений:
·       о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в интернете;
·       об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в интернете, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;
·       о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в интернете.
И еще одно крайне важное новшество. В статье 102 появилась новая часть 1.1, раскрывающая механизм размещения информации, которая не составляет налоговую тайну, в глобальной сети. В соответствии с ней сведения о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, и участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков, среднесписочной численности работников, уплаченных суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) и суммах доходов и расходов, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте ФНС в сети интернет, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Сроки и период размещения таких сведений, порядок их формирования и размещения утверждаются самой же ФНС.

 То есть теперь скрывать размер полученных юридическим лицом доходов просто бессмысленно – вся информация о доходах становится открытой и общедоступной. Теперь мы не будем, как привыкли, читать в публикациях сакральную фразу «раскрыть размер полученных доходов имярек отказался, сославшись на коммерческую тайну». И, соответственно, относить все эти сведения к коммерческой тайне никак нельзя, так как они подпадают под определение пункта 11 статьи 5 закона «О коммерческой тайне», устанавливающего, что не могут относиться к этой категории сведений ограниченного доступа сведения, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

 Так что организациям, в которых установлен режим коммерческой тайны, целесообразно проанализировать перечень сведений, к ней отнесенных, чтобы не оказаться нарушителями закона и не попасть под риск оспаривания правомерности установления режима из-за включения в перечень сведений, которые там присутствовать не могут.

 ФНС с размещением информации определилась на редкость оперативно: эти данные  появятся на сайте службы до 1 июля 2017 года .
Формирование так любимых многими рейтингов компаний разных сегментов экономики станет простым и доступным для всех желающих: заходишь на сайт ФНС, вводишь название компании и все, как на ладони.

 Новым законом также существенно откорректированы определения ряда категорий сведений, ранее уже исключенных из понятия налоговой тайны.

 Для общедоступных сведений, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя-налогоплательщика, появилось важное уточнение: «Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов». Ждем, когда ФНС эти формы, формат и порядок определит. А без них – налогоплательщик пока никак не может раскрыть свои данные по собственной инициативе.

 В отношении нарушений законодательства, также исключенных из понятия налоговой тайны, появилось уточнение – «в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии». То есть обращено внимание на то, что сам факт выставления пени – уже свидетельство нарушения закона, и об этом узнают все желающие контрагенты должника, поскольку эта информация, как я написал выше, раскрывается на сайте фискальной службы.
«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух» © А.С. Пушкин.


Alt text

Домашний Wi-Fi – ваша крепость или картонный домик?

Узнайте, как построить неприступную стену

Михаил Емельянников

Блог известного российского эксперта в области информационной безопасности, защиты персональных данных, коммерческой тайны, государственного регулирования охраны конфиденциальности. Комментарии к «громким» событиям, связанным с утечкой данных и взломом компьютерных сетей.