18 Мая, 2012

Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных: итоги за 2011 год

Михаил Емельянников








Вчера Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных опубликовал на сайте Роскомнадзора отчет о своей деятельности за 2011 год .

Надо сказать, что Роскомнадзор в целом и Управление по защите прав субъектов персональных данных, в частности, весьма активно и результативно использует возможности своего интернет-портала, поддерживая актуальную новостную ленту, выкладывая новые документы, организовав форум и FAQи т.д.

Естественно, 54-страничный документ требует пристального и детального анализа, что проще сделать, внимательно его рассмотрев самостоятельно. Тем, кому недосуг – взгляд моими слипшимися от бессонной ночи изучения отчета глазами.

Отчет подводит итоги деятельности уполномоченного органа в минувшем году по следующим направлениям:

·    осуществлениегосударственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации;

·    деятельностьпо ведению реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных;

·    рассмотрениеобращений граждан и юридических лиц;

·    работаконсультативного совета при надзорном органе;

·    международноесотрудничество.

Подобный документ ежегодно публикуется уполномоченным органом с 2008 года, но в этом году впервые включает в себя сведения о надзорной деятельности ФСБ и ФСТЭК в области персональных данных, что тоже очень интересно.

Роскомнадзор отмечает рост гражданской активности в вопросах защиты прав и законных интересов субъектов персональных данных, постоянное совершенствование механизмов защиты и внедрение новых мер профилактического характера в форме мониторинга деятельности операторов, что позволило ему уже на начальной стадии выявить и пресечь ряд серьезных нарушений прав значительного числа граждан, которые, впоследствии, могли вызвать широкий общественный резонанс.

В 2011 году контрольно-надзорная деятельность была спланирована с учетом итогов 2010 года, по результатам которых были выделены категории операторов, на деятельность которых поступало наибольшее количество жалоб граждан – кредитные организации и коллекторские агентства, а также обрабатывающие персональные данные значительного числа субъектов - авиакомпании и кадровые агентства. В отношении представителей этой группы в 2011 году были проведены 194 плановые проверки.

Общие итоги надзорной деятельности в 2008-2011 г.г. я свел в табличку:

Таблица 1 


2008

2009

2010

2011

Проведено проверок

Всего

76

432

1253

2231

% к прошлому году

-

568

290

178

Плановых

36

284

804

1440

% к прошлому году

-

789

283

179

Внеплановых

40

148

449

791

% к прошлому году

-

370

303

176

% от общего числа в этом году

53

34

36

35

Выдано предписаний

Всего

19

557

1908

2250

% к прошлому году

-

2931

343

118

В среднем на 1 проверку

0,25

1,29

1,52

1,01

Составлено протоколов

Всего

0

54

2996

4901

% к прошлому году

-

-

5548

164

В среднем на 1 проверку

0

0,13

2,39

2,20

Всего выписано штрафов

На сумму, тыс. руб.

0

75

4480

7900

Рост, в количество раз

-

-

60

1,8

Поступило обращений в Уполномоченный орган

Всего

146

465

1829

3920

% к прошлому году

-

318

393

214

Интересно, что из 1706 намеченных на 2011 год  266 плановых проверок или почти 16%, отменено в связи с ликвидацией оператора.

Из таблицы видно, что проверки стали носить не профилактический или пресекающий, а откровенно карательный характер – число предписаний об устранении нарушений составляет в среднем 1 на каждую проверку, а количество протоколов, ведущих к наложению штрафа, - 2,2 на каждую проверку. Что не могло не сказаться на размере выписанных штрафов, которое выросло до 7,9 млн. рублей, что в 105 (!) раз больше, чем всего два года назад. Можно только представить, как вырастет объем взыскиваемых штрафов при принятии поправок в КоАП, о которых я писал на днях .

Если мы просмотрим результаты проверок в отношении четырех выявленных Роскомнадзором категорий наиболее часто нарушающих закон операторов, то результаты надзорной деятельности окажутся совсем неожиданными (таблица 2).

Таблица 2 


Кредитные организации

Коллекторские агентства

Кадровые

агентства

Авиакомпании

Проведено проверок

189

25

31

14

Выдано предписаний

125

13

30

8

В среднем на одну проверку

0,66

или введите имя

CAPTCHA