Уральский форум. Часть 3. Новости ФСБ

Уральский форум. Часть 3. Новости ФСБ
Выступления Владимира Михайловича Простова из 8-го Центра ФСБ меня смутило. Как и вообще участие 8-го Центра в Уральском форуме. Если Виталий Сергеевич Лютиков приехал на 1-2 дня и, сделав неплохой доклад, поделился достаточно интересными новостями, то представитель 8-го Центра, задержавшись в Магнитогорске на целую неделю, ничего нового или конкретного не сказал :-( Более того, складывается впечатление, что 8-й Центр либо закрывает глаза, либо тупо забивает болт на потребности рынка.



Начну с проекта приказа ФСБ по защите персональных данных. Из 120 полученных 8-м Центром предложений принята только шестая часть (предположу, что незначительных). В конце февраля проект приказа с правками должен быть опубликован. Это спустя больше года с момента его разработки - я проект видел еще в конце 2012-го года. И если ФСТЭК свой приказ смогла доработать и утвердить к февралю 2013-го года, то 8-й Центр до сих пор чего-то ждет. Хотя никаких серьезных изменений в проекте приказа не планируется - обязательная сертификация СКЗИ останется и подход этот меняться не будет. Сразу возникнет вопрос применения СКЗИ для платежных терминалов и банкоматов, принимающих оплату услуг ЖКХ или иных аналогичных, в которых могут фигурировать ПДн не только в полях "отправитель" или "получатель". Те, кто уже реализовал проекты по PCI DSS, готовы все переделывать и менять несертифицированную криптографию, разрешенную в рамках PCI DSS, на сертифицированную?.. Почему-то на самом форуме в сторону 8-ки этот вопрос не прозвучал :-( Кто-то постеснялся. Кто-то побоялся. Кто-то заранее предсказал реакцию и не стал зря тратить время. Итог неутешителен - регулятор в лице 8-го Центра считает, что раз нет вопросов, то и проблем нет.

После выступления представителя 8-го Центра в блиц-сессии вопросов и ответов их часть коснулась и актуальных угроз. В очередной раз прозвучала мысль о том, что актуальность типов угроз определяет сам оператор ПДн. А вот на вопрос о том, не планирует ли 8-й Центр разработать методичку по моделированию угроз, а то и сами типовые модели угроз, Простов В.М. ответил, что нет, не планирует, и даже не видит смысла в разработке такой методики, если любой оператор ПДн может пойти к лицензиату и заказать такую услугу. ФСТЭК видит такую необходимость и готовит этот документ, а ФСБ не видит...

Я сразу представил, что детсад, в который ходит моя дочь, прямо побежит к немногочисленным лицензиатам ФСБ с целью потратить и так незначительные бюджетные средства на формирование модели угроз. А потом этот же детсад вынужден будет приобретать сертифицированные СКЗИ, т.к. он настолько "продвинутый", что предлагает родителям функцию удаленного видеонаблюдения за детьми через Интернет. Руководство 8-го Центра, которое и затевает эти инициативы по обеспечению национальной безопасности и поддержки отечественного производителя, видимо, никогда не пыталось спроецировать свои требования на жизнь свою и своих близких, посещающих детсады, школы, поликлиники, собесы, Интернет-магазины и т.п.

Пожалуй, это и все, что удалось вытянуть из 8-го Центра. Было еще парочку высказываний, но по ним я пройдусь чуть позже. А вот в кулуарах я узнал еще одну интересную информацию, подтвержденную тремя источниками. ФСБ готовит очередную революцию в части сертификации СКЗИ. Ввиду полного игнорирования многими разработчиками прикладных систем (АБС и иже с ними) требований по корректности встраивания, которые прописаны в ТУ и формулярах на СКЗИ, ФСБ решила вовсем отменить сертификацию криптобиблиотек и криптопровайдеров. Точнее прекратить согласовывать ТЗ на них. Это приведет к скорому (с 2015-го года примерно) прекращению действия старых сертификатов и необходимости сертификации изделий с встроенной криптографией целиком. Пока сложно оценивать последствия данного решения для рынка, но то, что потребитель опять будет поставлен в коленно-локтевую позицию и вынужден будет искать решение данной проблемы самостоятельно, - это точно. Одним из таких решений может быть полная отвязка СКЗИ от прикладной системы и использование либо централизованных "крипто-серверов", либо иных прокси-схем, позволяющих разделить криптографию и использующую ее прикладную систему.

Ну и наконец последняя новость, которую я забыл упомянуть в понедельник, говоря о новациях ФСТЭК. Речь идет о пресловутом ПП-584  о защите информации в платежных системах. И хотя действует оно уже почти 2 года, про него многие забыли, т.к. оно имеет рамочный характер и регуляторы в лице ФСТЭК и ФСБ не шибко следят за его соблюдением. Точнее не шибко следили, т.к. ситуация начинает меняться. Помните мою заметку  полуторагодовой давности про логику регуляторов при разработке нормативных актов? Так вот с ПП-584 ситуация аналогичная. В ФЗ-161 и ПП-584 написано, что контроль и надзор за выполнением требований по защите информации, установленных ПП-584, осуществляют ФСТЭК и ФСБ в рамках своих полномочий? Написано! Ну так власти решили спросить с регуляторов, а как они осуществляют надзор? Поэтому будьте готовы к тому, что начнутся проверки по данной тематике.

Не могу сказать, что ПП-584 сложно в реализации. Оно достаточно высокоуровнево, чтобы опасаться глубоких проверок. Но эта высокоуровневость может сыграть и злую шутку - требования-то расплывчаты. Со стороны ФСТЭК я не жду особых проблем, а вот что думает ФСБ - тайна за семью печатями. Они могут забить на надзор по этой тематике, а могут рьяно взяться за дело. Ведь по теме ПДн ни у ФСТЭК, ни у ФСБ нет полномочий проводить надзорные мероприятия. А по ПП-584 есть!

Вот вкратце новости с Уральского форума по теме ФСБ. Следующая заметка будет касаться нововведений со стороны Банка России.
законодательство оценка соответствия ФСТЭК криптография НПС ФСБ персональные данные угрозы
Alt text

Не ждите, пока хакеры вас взломают - подпишитесь на наш канал и станьте неприступной крепостью!

Подписаться