Как англичане переходили на недопустимые события или как Эйнштейн связан с ИБ?

Как англичане переходили на недопустимые события или как Эйнштейн связан с ИБ?

Думаю, многие уже слышали про такую концепцию как «результативная кибербезопасность», суть которой можно кратко изложить в следующих тезисах:

  1. Кибербезопасность давно стала бизнес-задачей и топ-менеджмент должен быть вовлечен в ее решение.
  2. Топ-менеджмент не будет погружаться во все глубины, привычные ИБшникам, и заниматься оценкой угроз, атак, рисков ИБ, которые незначимы в глазах любого руководителя и не наносят никакого значимого ущерба организации.
  3. Для описания событий, влекущих неприемлемые последствия для бизнеса, не надо использовать старые термины «угроза» и «риск ИБ». Лучше использовать новый термин, такой как «недопустимое событие», которое определяется не специалистами по ИБ, а самим бизнесом, и им же и утверждается. Таких событий не может быть много.
  4. Недопустимые события «приземляются» на ИТ-инфраструктуру компании за счет выделения ключевых и целевых систем, воздействие на которые и приводит к недопустимым событиям. Также определяются сценарии реализации недопустимых событий в ИТ-инфраструктуре.
  5. Выстраивается система защиты (это уже традиционная ИБ-история) против указанных сценариев, либо предотвращающая их реализацию (харденинг ИТ-инфраструктуры и уменьшение площади атаки), либо реагирующая (построение SOC) на них.
  6. Руководство получает подтверждение, что недопустимые события не могут быть реализованы за счет вывода компании на bug bounty 2.0, в рамках которой оценивается наличие не отдельных уязвимостей, а возможности или невозможности реализации того, что может привести к нанесению ранее определенного катастрофического ущерба, который для данной организации недопустим.

Рассказывая эту концепцию на разных мероприятиях я нередко слышу, что «опять Позитив что-то свое придумал». Так вот хочу сказать, что развитие традиционной ИБ в сторону результативной подсказывает не только здравый смысл. Этот же подход сегодня применяется и в других странах, например, в Великобритании.

Управление по финансовому регулированию и надзору (FCA), в 2021-м году выпустило и в 2022-м году обновило документ, по названию которого может сложиться впечатление, что оно никакого отношения к ИБ не имеет, а касается темы операционной надежности, которая ближе к непрерывности бизнеса, восстановлению после катастроф и тому подобной ИТ-шной тематике.

Департамент ИБ Банка России, выпуская свои положения и ГОСТы по операционной надежности, ровно этот смысл туда и закладывал. Ну или еще какой-то, — там все так наворочено и непонятно, что и сами авторы не могут нормально объяснить, что же они хотят от финансового рынка России.

А вот англичане смысл вкладывали совсем иной. Понимая, что традиционные подходы к построению защитных мер не дают эффекта (а я напомню, что именно Туманный Альбион был родиной для стандарта BS7799 из которого родилась вся серсия ISO 27ххх), подданые Его Величества подняли проблему выше уровня, на котором ее решить оказалось невозможно, — на уровень руководства компаний.

ИБ-проблемы нельзя решать на уровне ИБ!
Альберт Эйнштейн
"Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень"

Они потребовали от него вовлекаться в разработку и согласовывать стратегию ИБ, которая должна была отвечать на следующие вопросы:

  1. Какие сервисы критичны для бизнеса (Important Business Service)? Они представляют собой важные сервисы, предоставляемые клиентам, которые, в случае прерывания или иного нарушения, могут привести к ущербу для клиентов, финансовой системы Великобритании или повлиять на работу финансовых рынков. Эти сервисы позволяют обеспечивать минимально возможное функционирование компании и они должны быть защищены в первую очередь.
  2. Каков уровень допустимого ущерба для каждого критического бизнес-сервиса? Недопустимые события могут быть определены согласно как бинарной логике (например, отзыв лицензии у финансовой организации), так и на базе пороговых значений (например, время недоступности ИТ-актива или сервиса или сумма похищенных денежных средств). Превышение определенного топ-менеджментом уровня приводит к нежизнеспособности критического бизнес-сервиса.
  3. Какие компоненты (сервера, базы данных, приложения, сетевое оборудование и т.п.) обеспечивают каждый сервис? Выделяются критические системы, которые должны обеспечивать минимальный уровень жизнеспособности критического бизнес-сервиса. Также должны быть выделены сценарии, могущие привести к достижению уровня допустимого ущерба.
  4. Каков уровень инвестиций позволит обеспечить функционирование организации на минимальном уровне жизнеспособности критического бизнес-сервиса?
  5. Какие уязвимые места существуют в обеспечении операционной устойчивости организации? Речь идет не о классических уязвимостях в программном или аппаратном обеспечении, конфигурациях или архитектуре, а о слабостях, приводящих к реализации недопустимого ущерба в соответствии с заданным его уровнем.
  6. Как проверяется способность противостоять реализации недопустимых для бизнеса событий? Иными словами, как проводятся киберучения, демонстрирующие возможность организации восстанавливаться в случае попытки реализации недопустимых событий и достигать как можно быстрее хотя бы минимального уровня жизнеспособности критического бизнес-сервиса.
  7. Как будет сообщено заинтересованным лицам в случае нарушения функционирования критических бизнес-сервисов?

Чтобы вы не думали, что я это все придумал, вот вам фрагмент с сайта регулятора, который говорит, что обязаны сделать организации, на которых распространяются эти требования:

Одно отличие — у нас используется термин «недопустимые события», а у англичан «допустимый ущерб«. Суть одна, но у нас у этого термина негативная коннотация, а в Великобритании пытаются придать ей позитивную окраску.

Самое интересное, что требования по результативной кибербезопасности операционной надежности англичане разрабатывали в тесном контакте с теми, на кого эти требования будут распространяться. Сначала Служба по финансовому контролю и надзору вместе с Банком Англии и Службой по пруденциальному контролю и надзору разработали проект требований и разослали его по всем «подопечным», попросив обратную связь. А уже потом выпустили финальный документ. При этом все комментарии были также опубликованы.

Кроме того, английские регуляторы давали комментарии и пояснения к каждому требованию. Например, они описали возможные критические бизнес-сервисы и виды допустимого ущерба, да еще и увязали это с различными сценариями реализации недопустимых событий, ой, допустимого ущерба.

Также были опубликованы расчеты стоимостного анализа от принимаемых мер, например:

Всегда удивлялся, почему зарубежные регуляторы могут нормально оформлять свои документы, а наши ссылаются на «Минюст не пропустит». Есть у меня возможное объяснение этому, но это уже выходит за рамки статьи. В конце концов, никто не мешает выпускать разъясняющие методички, которые не надо согласовывать с Минюстом, и там уже нормально все объяснять и визуализировать. И нагрузка на регулятора была бы меньше — никто бы не писал «что за херню вы тут придумали» и не надо было бы писать сотни ответов на одни и те же вопросы и потом путаться в показаниях, почему у служащего Иванова и служащего Петрова из одного подразделения на один и тот же вопрос ответы отличаются, а иногда и вовсе по смыслу противоположны.

Все описанные требования должны быть реализованы у англичан до 31 марта 2025 года!

Описанный подход целиком и полностью повторяет то, что Positive Technologies называет «результативной кибербезопасностью» и что пыталось реализовать в своих документах Минцифры. В менеджменте, да и не только, есть правило:

Если ты не достигаешь нужного результата — нужно менять действия. Делая все тоже самое, ты будешь получать те же результаты, что и раньше. Если тебе важно получить новый результат — измени отношение и делай по-другому!

Если уже не получается бороться с киберугрозами привычными методами, не надо пытаться повторять их из раза в раз, пытаться выстраивать из тех же самых защитных мер новые комбинации. Это не сильно поможет — только выход за границы, в которых проблема возникла, можно решить ее. Тут нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн был прав! Почему бы не последовать его совету?

Заметка Как англичане переходили на недопустимые события или как Эйнштейн связан с ИБ? была впервые опубликована на Бизнес без опасности .

Alt text

Устали от того, что Интернет знает о вас все?

Присоединяйтесь к нам и станьте невидимыми!