9 Июня, 2010

Индикатор инноваций, кошмар бухгалтерии и хлеб ИБ-шника

Алексей Волков
Сегодня довелось видеть чудо - бухгалтерский баланс, в графе "нематериальные активы" которого была цифра, отличная от привычного и свойственного подавляющему большинству балансов "нуля". Еще более удивил тот факт, что баланс этот принадлежал представителю "малого бизнеса", не связанному с высокими технологиями. Я поинтересовался у коллег статистикой - как часто встречаются подобные "чудеса", и выяснил, что за всю многолетнюю историю работы с бухгалтерскими балансами имелось ДВА случая, когда в графе "нематериальные активы" была проставлена некая положительная сумма. Что такое нематериальные активы (НМА), почему они важны для инновационной экономики и почему в России такая плачевная ситуация с этими активами - об этом пойдет речь. Понять, что такое НМА, очень просто. Если вы автомобилист - откройте багажник, достаньте оттуда синий баллончик с красной трубочкой и желтыми буквами WD-40, переверните и поглядите на состав. Оказывается, знаменитый аэрозоль WD-40 (ласково называемый "вэдэшка") и производимый британской компанией с аналогичным названием, состоит из четырех компонентов: продукт нефтеперегонки, масло, аэрозольный компонент и...внимание: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНГРЕДИЕНТЫ (НОУ-ХАУ). Что это за "ноу-хау" такое? Официальный сайт компании говорит о том, что это самое "ноу-хау" является одним из важнейших ее достижений, а секретная формула, разработанная еще в 1953 году и использующаяся по сей день, является главным ее АКТИВОМ. В компании работает 150 человек: по российским меркам - это "малый бизнес". Тем, кто далек от смазочных материалов, рекомендую зайти в магазин, приобрести баночку напитка под названием Кока-Кола, открыть ее и хлебнуть этой вредной, но вкусной жидкости. Выпустив пузырьки газа, вы спросите: при чем здесь НМА? Дело в том, что Кока-Кола разливается во всем мире по бутылкам методом смешения местной воды с покупным концентратом. Концентрат этот производится только на определенных заводах (70% производства приходится на США), а его формула находится в сейфе банка Trust Company of Georgia в Атланте и охраняется не хуже иных военных секретов. Доступ к сейфу имеют лишь топ-менеджеры компании Coca-Cola (точнее - 4 человека), и даже те сотрудники, которые в процессе подготовки концентрата смешивают исходные ингредиенты, знают их только по кодовым номерам. Эта самая формула (именуемая X7) является одним из важнейших НМА компании, потому как если будет раскрыта - империя Coca-Cola рухнет под натиском "клонов". Вторым важнейшим активом The Coca-Cola Company является собственно бренд, иначе - торговая марка Coca-Cola, продаваемая "розливщикам" по франшизе. Итак, НМА - это "высокотехнологичные", "неденежные" активы, не имеющие физической формы, однако создающие их владельцу конкурентные приемущества, увеличивающие капитализацию и, конечно же, имеющие стоимостную оценку и отражаемые в учете. За рубежом к НМА относят торговые марки, фирменные наименования, программное обеспечение, лицензии и франшизы, авторские права, патенты и другие права на промышленную собственность, на продажу, права на обслуживание и эксплуатацию, рецепты, формулы, проекты и макеты. Наличие НМА в финансовой отчетности компании - это своего рода показатель ее "высокотехнологичности": чем большую долю в активах занимают НМА - тем больше компания ориентирована на извлечение прибыли из результатов интеллектуальной деятельности. Доля таких компаний в общем числе хозяйствующих субъектов экономики страны является своеобразным "индексом высокотехнологичности" экономики: чем больше, тем, соответственно, высокотехнологичнее. Применительно к реалиям государства Российского, когда огромные бюджетные средства тратятся на разработку технологий, этот индикатор говорит и об уровне "коммерциализации" этих технологий. Словом, чудо, а не показатель инновационной экономики! По оценкам консалтинговой компании Interbrand, соотношение материальных и нематериальных активов составляет: в компании British Petroleum 30:70 (НМА - это разведанные запасы нефти); в компании IBM 17:83 (НМА - это технологии); в компании Coca-Cola 4:96 (та самая формула, бренд и франшиза). В структуре корпораций США в начале 80-х годов 20 века более 60% имущества было представлено материальными активами. Соответственно, на долю нематериальных активов приходилось не более 40%. К концу 20 века за счет увеличения удельного веса нематериальных активов соотношение составило 30:70%. Не отстают от этих показателей страны юго-восточной Азии, Китай, Индия, Бразилия. А что же в России? По статистике, 99% нематериальных активов не отражается в учете и финансовой отчетности российских компаний: лишь права на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров отражаются в балансе, да и то на 80%. Анализ теории и практики признания, оценки, защиты, переоценки нематериальных активов в России, сравнение с зарубежными подходами и тенденциями в этой области выявляет массу проблем, связанных с использованием НМА: это и отсутствие практики оценки НМА (как правило, используется методика оценки интеллектуальной собственности, далеко не всегда применимая), и нагромождение законов и подзаконных актов (свыше 30), и отсутствие возможности амортизации, и разные подходы к оценке и управлению НМА, и несоответствие российских методов оценки международным стандартам (например, в отечественных правовых регламентах отсутствует понятие "бренда"), и, наконец, самое главное - хлипкая правовая база, практически не обеспечивающая защиту обладателя НМА от посягательств на объекты интеллектуальной собственности. Все эти недостатки превращают НМА в настоящий "кошмар бухгалтерии", и в результате в практической действительности складывается ситуация, когда нематериальные активы проще не идентифицировать: это экономичнее с точки зрения денежных расходов и трудозатрат. Сколько бы в России не строилось наукоградов, сколько бы нам не говорили о том, что Россия великая держава с мощным научным потенциалом, какую бы статистику по патентам нам не показывали , ясно одно: мы будем высокотехнологичной страной только тогда, когда, взяв в руки бухгалтерский баланс компании, изготавливающей сверхпрочные резиновые шланги, и увидев там "ноль" в графе "нематериальные активы", налоговый инспектор спросит: здесь, наверное, какая-то ошибка? И вот тогда наступит светлое будущее для специалистов по информационной безопасности: не придется доказывать необходимость своего существования, не нужно будет со слезами на глазах убеждать финансового директора выделить деньги на обновление антивируса или приобретение IPS, не придется разрабатывать "левые" KPI и "впаривать" их HR-службе. Все без исключения будут понимать важность и нужность ИБ, и получить сертификат ISO 27001 будет необходимостью для ведения бизнеса. Все будет просто и понятно: есть секреты, они четко определены и оценены, ущерб - известен до копейки, защищайте, товарищ ИБшник! Денег - берите, но имейте совесть - не больше, чем установленный Вам процент от стоимости защищаемой информации. Пока же, к сожалению, подавляющему большинству ИБ-специалистов приходится жить по "остаточному принципу" и обосновывать необходимость затрат на поддержание и развитие ИБ-инфраструктуры " заднепроходными " (да простят меня коллеги) методами "оценки потенциального ущерба", "оценки упущенной выгоды", "оценки финансовых потерь от нецелевого и неоптимального использования рабочего времени", "оценки штрафных санкций контрольно-надзорных органов" и т.д. Ничего другого больше не остается. Но мы все же не впадаем в уныние, не так ли, друзья? Поэтому, предлагаю тост: за светлое, высокотехнологичное будущее, Россия!
или введите имя

CAPTCHA