Книга. 5 принципов проактивного мышления

Книга. 5 принципов проактивного мышления
Примерно 3 года назад я написал заметку про книгу " Проактивное мышление. Как простые вопросы могут круто изменить вашу работу и жизнь " (Джон Миллер), которая точно попадает в мой ТОП10 книг по личному развитию. А за выходные я прочитал ее продолжение - « 5 принципов проактивного мышления », с которой тоже рекомендую ознакомиться. Она будет покороче и проще, но все же довольно полезной.
Напомню, что сама концепция проактивного мышления, представленная автором, крутится вокруг простой идеи - вопросов QBQ (Question Behind the Question):
“QBQ — это лидерский инструмент развития личной ответственности на всех уровнях посредством постановки правильных вопросов и выбор правильного решения в нужный момент.”
“Основополагающий принцип QBQ таков: Ответы содержатся в вопросах. Задавая правильные вопросы, мы получаем правильные ответы.”
“Метод QBQ  довольно прост: достаточно выучить три простых правила формулирования вопросов и можно его применять.”
  1. “Вопросы QBQ начинаются со слов «Что», «Как» или «Каким образом», а не «Почему», «Когда» или «Кто».
    • Вопросы «Почему» заставляют жаловаться и включают мышление жертвы: «Почему это происходит со мной?».
    • Вопросы «Когда» приводят к промедлению: «Когда же они свяжутся со мной?».
    • Вопросы «Кто» заставляют обвинять других: «Кто виноват?».
  2. Вопросы QBQ содержат личное местоимение «я», а не «они», «мы» или «вы», потому что, как известно, изменить можно только себя.
  3. Вопросы QBQ всегда во главу угла ставят поступки.”

Вот пару примеров вопросов:
“Вы не получили повышения.
НВ: Почему это случилось со мной?
QBQ: Как мне отличиться на нынешней должности?”

“Кто-то совершил ошибку.
НВ: Кто все испортил?
QBQ: Что можно сделать для решения проблемы?”


Вот такое перефокуссирование внимания с проблемы на решение, по мнению автора (и я с ним соглашусь), и развивает личную ответственность:
“Личная ответственность означает способность прекратить обвинять других, жаловаться и откладывать на потом. Оглядываясь в поисках виновного, стеная о несправедливости, совершенной по отношению к вам, откладывая свой вклад на неопределенное время, ожидая, что вашу работу выполнит за вас кто-то другой, вы забываете о личной ответственности.”

Вот эти идеи, пожалуй, самые полезные в книге (и повторяют предыдущую), но есть и новые концепции, например:
  • Автор выделяет и объясняет преграды на пути к обучению ("мусорное мышление"): Перенос, Ожидания, «Мне положено…», Ловушка опыта, Отторжение.
  • И систематизирует принципы использования QBQ: Обучение, Ответственность, Креативность, Служение и Доверие.
Про них писать уже не буду, если интересно, то изучите самостоятельно.


P.S. А еще вы можете посмотреть другие мои обзоры хороших книг -  http://80na20.blogspot.ru/p/blog-page_2.html
Alt text

Цифровые следы - ваша слабость, и хакеры это знают.

Подпишитесь и узнайте, как их замести!

Andrey Prozorov

Информационная безопасность в России и мире