5 Августа, 2013

Книга. Сам себе MBA

Andrey Prozorov
Прочитал книгу "Сам себе МВА. Самообразование на 100%" (Джош Кауфман). Автор делится своей идеей о преимуществах правильного подхода к самообразованию перед классической учебой в бизнес-школах.
Никак не пойму, чем учеба по программе MBA лучше реального опыта работы вкупе с целенаправленным изучением 30-40 стоящих учебников.
Автор заостряет внимание на следующих недостатках бизнес школ:
  1. Обучение по программе MBA стало так дорого стоить, что приходится в прямом смысле закладывать жизнь в ломбард. Основной вопрос теперь ставится не о полезности бизнес-образования, а о том, стоит ли оно затраченных средств.
  2. В рамках программ MBA преподается много бесполезных, устаревших и даже откровенно вредных концепций и дисциплин.
  3. Диплом MBA вовсе не гарантирует высокооплачиваемой должности, не говоря уже о том, что он не сделает из вас эффективного менеджера с потенциалом карьерного роста.
Помимо продвижения идеи самообразования в книге представлены следующие смысловые блоки:
  • Системный и комплексный подход к бизнесу ("как работает бизнес"). Автор раскрывает основные концепции и термины бизнеса простым и понятным языком, приводит  примеры.
  • Идеи по взаимодействию людей ("как работают люди") и личному развитию. Автор раскрывает понятия мотивация, энергия, конфликты и другие, дает советы.
Обратите внимание, что именно "бизнесовой" составляющей в книге не так много, книга скорее про личное развитие и самообразование, а не про MBA. На мой взгляд, хоть и идея самообразования, представленная в книге довольно толковая, но подход к личному развитию, который занимает большую часть книги слишком поверхностный. Поэтому книга получает общую оценку "4-". 
Книгу рекомендую к прочтению все тем, кто ориентируется на получение бизнес образования, и/или много читает бизнес литературы и книг по личному развитию. 
Кстати, в приложении к "Сам себе MBA" есть хороший перечень дополнительной литературы по различным областям саморазвития. Крайне рекомендую - http://bit.ly/1854pVe  


Далее несколько идей из книги. Для себя выбрал именно "бизнесовые", а не по личному развитию.
  • Лучшие бизнес-школы славятся тем, что в них трудно попасть: благодаря своей безупречной репутации они могут позволить себе жесткий отбор. Получается замкнутый круг. Репутация бизнес-школы базируется на карьерных успехах ее выпускников, так что в лучшие заведения принимают самых способных и целеустремленных, тех, кто сможет пройти строгий отбор, - словом тех, кто знает, как преуспеть, вне зависимости от того, получит он диплом MBA или нет. Бизнес-школы не создают успешных людей - они их принимают, а потом документально подтверждают успех.
  • Любой бизнес - это совокупность пяти взаимозаменяемых компонентов:
    1. Создание ценности. Выяснение, что нужно потребителю, и создание этого.
    2. Маркетинг. Привлечение внимания потребителя и формирование спроса на то, что вы производите.
    3. Сбыт. Превращение потенциальных покупателей в реальных.
    4. Доставка ценности. Выполнение обещаний, данных потребителю, и контроль качества продукта или услуги.
    5. Управление финансами. Способность получать доход, достаточный для того, чтобы дальнейшее функционирование было целесообразным.
  • Итерационный цикл – процесс, который вы можете использовать, чтобы сделать что-либо со временем лучше. Он состоит из шести основных этапов, каждый из которых представляет собой действие:
    1. Наблюдайте. Что происходит? Что работает, а что нет?
    2. Думайте. Что вы сможете исправить? Какие для этого есть возможности?
    3. Предполагайте. Исходя из всего, что вам известно на данный момент, какая из ваших идей будет иметь наибольший эффект?
    4. Решайте. Какое именно изменение внести?
    5. Меняйте.
    6. Оценивайте. Что произошло? Это положительные или отрицательные изменения? Стоит сохранить изменения или вернуться к прежнему положению вещей?
  • Ценность обычно принимает одну из 12 стандартных форм.
    1. Продукт. Создайте осязаемый, реальный объект и продавайте его потребителю по цене большей, чем затратили на его производство и доставку.
    2. Услуга. Окажите помощь или услугу, установив за это определенную плату.
    3. Общедоступный ресурс. Создайте ценность, которой смогут пользоваться многие, и взимайте плату за доступ.
    4. Подписка. Предложите что-нибудь полезное на постоянной основе и регулярно взимайте за это плату.
    5. Перепродажа. Купите что-то у оптовиков и продайте розничному покупателю с выгодой для себя.
    6. Аренда. Купите что-нибудь полезное и сдавайте другому на оговоренный период, взимая за это плату.
    7. Посредничество. Найдите рынок сбыта и покупателя продукта, который вам не принадлежит, и от имени третьего лица осуществляйте сделки, взимая проценты.
    8. Аккумулирование аудитории. Привлеките внимание группы потребителей, объединенных некими характерными особенностями, и продайте доступ к этой группе в форме рекламы другому бизнесу, ориентированному именно на эту аудиторию.
    9. Заем. Дайте некоторое количество денег взаймы, затем в определенный срок заберите долг с оговоренными заранее процентами.
    10. Опцион. Предоставьте возможность совершить определенное действие в фиксированный срок за определенную плату.
    11. Страхование. Возьмите на себя ответственность за риск держателя страхового полиса попасть в неприятную жизненную ситуацию в обмен на периодические выплаты, размер которых оговорен заранее.
    12. Капитал. Приобретите долю в каком-нибудь предприятии и получайте соответствующую долю прибыли в виде единовременной выплаты или на постоянной основе.
  • Метод определения привлекательности потенциального рынка. Достаточно оценить один из перечисленных ниже факторов по шкале от 0 до 10, где 0 – полностью непривлекательный, а 10 – абсолютно привлекательный. Далее просуммируйте. Если вышло меньше 50, то, скорее всего, вам лучше отказаться от задуманного. Если 75 и более, ваша идея выглядит вполне заманчивой – действуйте! Если же от 50 до 75 – прибыль ваша затея, конечно, принесет, но для полного успеха придется изрядно попотеть, так что решайте, что для вас важнее.
    1. Срочность. Насколько срочно нужно потребителю то, что вы предлагаете. Прокат старого фильма может и подождать, а вот премьера нового – нет, поскольку бывает всего один раз.
    2. Размеры рынка. Сколько потребителей активно и часто платят за подобное тому, что вы предлагаете? Курсы по плетению корзин под водой посещают единицы, а платными медицинскими услугами в области онкологии пользуются миллионы.
    3. Ценовой потолок. Какова максимальная цена, которую потенциальный покупатель готов заплатить за товар, подобный вашему? (За пачку леденцов – несколько центов, а за авианосец – несколько миллионов долларов.)
    4. Расходы на привлечение потенциального покупателя. Насколько легко привлечь потребителя? Сколько в среднем придется затратить сил и средств на то, чтобы заключить сделку? (Ресторанчики вдоль федеральной автострады, соединяющей разные штаты, почти не тратятся на то, чтобы привлечь клиентов, а фирмы, выполняющие государственный подряд, готовы потратить миллионы, чтобы заполучить контракт на госпоставки.)
    5. Себестоимость продукта и доставки. Сколько требуется затратить сил и средств на разработку продукта, производство и доставку конечному потребителю? (Отправка файлов через Интернет не стоит почти ничего, тогда как на изобретение продукта и строительство фабрики для его производства могут потребоваться миллионы.)
    6. Уникальность предложения. Насколько уникально ваше предложение в сравнении с аналогичными на рынке и как быстро его могут скопировать потенциальные конкуренты? (Существует бесчисленное множество парикмахерских, а вот компаний, предлагающих частным лицам космические путешествия, единицы.)
    7. Скорость выхода на рынок. Насколько быстро вы сможете создать нечто на продажу? (Подстричь соседский газон можно за пару часов, а чтобы открыть банк, понадобится несколько лет.)
    8. Объем первоначальных вложений. Сколько потребуется вложить в дело, прежде чем вы будете готовы начать работу? (Чтобы оказывать услуги по уборке дома, нужен только недорогой набор тряпок-щеток и бытовой химии, а в сфере золотодобычи необходимо будет затратить не один миллион на покупку земли и специального оборудования.)
    9. Возможность дополнительного предложения. Что еще вы сможете продать потребителю вкупе с основным продуктом? (Те, кто покупает бритву, захотят приобрести запасной блок лезвий и крем для бритья, а купивший летающую тарелку фрисби уже приобрел все, что ему нужно, и за новой придет, только когда сломается старая.)
    10. Постоянство. Сколько придется поработать, чтобы, создав первоначальное предложение, функционировать дальше? (Получение дохода от бизнес-консультирования требует постоянной работы, а книгу можно написать, издать и забыть о ней.)

P.S. Еще можете посмотреть обзоры хороших книг тут:  80na20.blogspot.ru/p/blog-page_2.html
              или введите имя

              CAPTCHA
              anan
              6 Августа, 2013
              Это из серии у кого корочка дороже и круче. Когда я еще учился в ВУЗе первый раз увидел эту надпись 3 года назад на плакате на весь ВУЗ. Сколько пафоса, для подработки взял контору у одной там висел этот MBA в итоге начальница.... эх как же меня она тогда задолбала. И несвойственные задачи и подводи контору по 152 ФЗ, о котором я ей же сдуру и рассказал... зря, задач полные штаны, з\п не растет и то подработка, заявления типа ну возьмите эти задачи не соответствуют задачам и т.д. есть аутосорсинг, в итоге были посланы, далее у них там текучка IT-спецов была эпической.
              0 |
              6 Августа, 2013
              да, такое бывает... знания без умения их применить ничего не стоят...
              0 |
              Егор Николаев
              9 Мая, 2014
              Хороша я книга! У нас в компании является обязательной для прочтения каждым сотрудником. А не увидел бы сайт подготовки к MBA http://www.mbastrategy.ru в свое время, и не работал бы на этом месте, и вряд ли взялся бы за эту книгу..
              0 |
              Andrey Prozorov
              9 Мая, 2014
              Спасибо за ссылку, посмотрю
              0 |