11 Января, 2013

Книга. 6 фигур мышления

Andrey Prozorov
Прочитал книгу Edward de Bono  "Six Frames For Thinking About Information" ("6 фигур мышления"). Сначала изучил в оригинале, потом еще раз быстро просмотрел на русском языке. Общая оценка книги - "4". Читать если интересуетесь темами, связанными с обработкой и представлением информации (аналитика, переговоры и презентации).

Эдвард де Боно является доктором философии и медицины, преподает в Оксфордовском, Лондонском, Кембриджском и Гарвардском университетах. Наверно, самая известная его книга/методика - " 6 шляп мышления ", но меня она не заинтересовала (просмотрел по диагонали).


Итак, книга "6 фигур мышления" представляет методику фильтрации и оценки информации. В ее основе лежит идея переключения внимания на те или иные аспекты информации.

Есть много критериев оценки информации - точность, предвзятость, интерес, уместность, ценность. Можно оценить все эти аспекты одновременно. Но можно и отделять их - во избежание недоумения и чтобы убедиться, что открыты все возможные ценные для нас стороны информации. Этому и учит метод "6 фигур мышления". Его использование позволяет нам эффективнее работать с информацией.

Автор рассматривает следующие фигуры:
  1. Цель. Фигура: треугольник.
  2. Точность. Фигура: круг
  3. Точка зрения. Фигура: квадрат
  4. Интерес. Фигура: сердце
  5. Ценность. Фигура: бриллиант
  6. Результат. Фигура: прямоугольник

Цель треугольной формы- концентрация особого внимания на ясности и осознании наших потребностей в информации, а также на нашем с ней взаимодействии. Чтобы сделать использование информации наиболее эффективным, мы должны держать эту идею в своем поле зрения и постоянно ее задействовать.

С помощью треугольной рамки мы стремимся к результату в поиске информации. При этом мы должны иметь ясную цель (например, "найти в каком году было Бородинское сражение"). При этом хорошо задавать себе следующие вопросы:

  • ЧТО? Какова цель нашего информационного поиска?
  • ПОЧЕМУ? Почему нам нужна данная информация? Почему она ценна? Почему нас затрагивает эта информация?
  • ГДЕ? Где мы должны искать информацию? В правильном ли месте мы ищем?

Круглая форма необходима для оценки точности информации. Точность информации приобретает огромное значение, если нам нужно руководствоваться ею при совершении какого-либо действия. Авторитет также может служить критерием оценки правдивости информации.
Круглая форма должна помочь нам более внимательно относиться к достоверности получаемых сведений.

Квадратная форма наводит нас на мысль, что одна и та же ситуация/факты могут быть оценены и представлены с разных позиций (разными людьми и сообществами).
Одним из главных критериев наличия определенной точки зрения является использование прилагательных, особенно сравнительных. Например, "быстрый", "красивый", "интересный" и пр.
Возможность видеть данные с разных сторон - очень полезный навык. Если мы его не применяем, то у нас могут возникать серьезные ошибки и проблемы с анализом, использованием и представлением информации.

Форма сердца символизирует интерес. В некотором смысле интерес бесполезен, но это самый привлекательный и притягивающий аспект информации. Нечто, что стало интересно, прочно врезается в память и может очень помочь в будущем, хоть мы и не искали эту информацию намеренно.
Форма сердца помогает сосредоточится на причинах интереса. Разделяют общий и специальный (под какую-то конкретную тему или событие) интерес.

Форма бриллианта позволяет нам сосредоточится на вопросе: "насколько полезна эта информация"? Между потребностью (цель), интересом и ценностью есть очевидная связь, но все же их нужно отделять друг от друга. Информация, которая отвечает на наши вопросы или удовлетворяет нашим потребностям, очевидно ценна.
Одной из полезных особенностей ценной информации является появление у нас новых возможностей.

При помощи прямоугольной формы мы даем заключения и выводы, а также определяем следующий шаг в управлении информацией ("достаточно ли информации?", "что делать с этой информацией?", "запомнить или записать?", "что предпринять далее?", "нужно ли с кем-то поделиться информацией?" и пр.).


И в заключение, помните, что информация сама по себе - не ценность. важно то, как мы вычленяем действительно важную для нас информацию.

Ну, это если совсем вкратце. Сама же книга содержит намного больше идей и примеров. Читайте книгу. получайте удовольствие и применяйте эти 6 фокусов внимания на практике.
или введите имя

CAPTCHA