ТОП 10 регулярных задачи ИБ-шника, которые постоянно откладываем или не делаем

ТОП 10 регулярных задачи ИБ-шника, которые постоянно откладываем или не делаем
Как мы знаем, все задачи, которые решают специалисты служб (отделов, департаментов...) информационной безопасности (далее - ИБ) можно условно разделить на 3 группы: стратегические, тактические и операционные. Решение стратегических задач ведет нас к отдаленным целям и задает общий вектор развития. Решение тактических задач предполагает получение определенных выгод и преимуществ в среднесрочной перспективе. Ну, а операционные задачи просто надо выполнять...
В данном посте я напомню про такие задачи ИБ-шника ("in-house"), которые необходимо регулярно выполнять, но тем не менее часто так случается, что их игнорируют сознательно ("сейчас не до того", "есть более важные задачи") и/или не осознанно ("забыл", "а я и не знал").

Итак, перечень задач и комментарии далее (много букв)...

name='more'>

1.  Пересмотр ожиданий заинтересованных лиц (stakeholders)

Наша задача - по максимуму удовлетворять потребности и ожидания заинтересованных сторон, которыми являются:
  • руководство/владельцы компании;
  • руководители бизнес-подразделений;
  • руководство и сотрудники подразделений ИТ;
  • сотрудники подразделения ИБ;
  • рядовые сотрудники организации;
  • партнеры и поставщики;
  • ...
От того насколько успешно мы сможем помогать людям достигать того, чего они хотят, и удовлетворять их критерии, напрямую зависит и наша карьера, и зарплата, и скорость и качество совместной работы, и атмосфера в коллективе.
Будьте готовы, что порой нам придется совместить (или хотя бы попытаться) противоречивые ожидания (например, обеспечение безопасности и удобства использования информации; скорость согласования проектов ИТ и обеспечение определенного уровня безопасности уровня новых систем, и пр.).

Результат
  • Актуализированный перечень заинтересованных сторон и их ожиданий (рабочий документ).
Рекомендуемая периодичность: 1-2 раза в год

2. Пересмотр и анализ области защиты

Сотрудники подразделения ИБ должны четко понимать, что они защищают, какие есть критичные элементы в общей системе обработки информации. Это нужно для общего планирования задач ИБ и определения приоритетов работ. Собранная информация также пригодится если мы захотим реализовать какой-либо крупный и/или комплексный проект по ИБ, например: оценить риски ИБ, внедрить и сертифицировать СУИБ по ISO 27001, построить систему защиты ПДн и т.д.

Результат
  • Комплект рабочих или официальных (утвержденных) документов:
    • Схема орг.-штатной структуры организации;
    • Общая схема и описание сети (кол-во и типы рабочих станций и серверов, сегменты сети, мобильные устройства, средства защиты, точки выхода в сеть Интернет и другие сети);
    • Перечень и краткое описание основных АС;
    • Перечень критичных серверов и рабочих станций;
    • Общая физическая схема расположения подразделений организации;
    • Перечень используемых средств защиты и мониторинга;
    • Перечень системных администраторов (с указанием их зон ответственности);
    • Перечень лиц, допущенных в серверные помещения.
Рекомендуемая периодичность: 2-4 раза в год

3. Анализ внешних нормативных документов 

Сотрудники подразделения ИБ должны знать требования каких нормативно-правовых документов (например, законов РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных документов регулирующих органов (в том числе и отраслевых)), документов вышестоящих организаций, а также внешних контрактов, должны быть выполнены в организации. Необходимо регулярно актуализировать перечень таких документов.

Результат
  • Перечень внешних нормативных документов (рабочий документ)
Рекомендуемая периодичность: 1-2 раза в год

4. Постановка целей и определение приоритетов

Необходимо регулярно ставить цели и приоритеты развития ИБ (я рекомендую выбирать 3 главные цели на год и квартал). Желательно согласовать их со своим руководством. Вроде бы задача простая, но обычно к ней относятся лишь формально или забывают о своих целях и приоритетах при росте числа операционных задач. А у Вас определены и документированы долгосрочные и краткосрочные цели?

Результат
  • Перечень целей подразделения ИБ (рабочий документ)
Рекомендуемая периодичность: в зависимости от горизонта планирования

5. Актуализация перечня внутренних документов, регламентирующих ИТ и ИБ

Сотрудники подразделения ИБ должны понимать, какие внутренние документы организации определяют требования и процедуры по ИТ и ИБ, какие документы определяют ответственность, какие есть шаблоны и пр. Важно не просто вести такой список, но и понимать статус документа (например, "актуальный", "устарел, требуется пересмотр", "отменен", "проект", "шаблон" и пр.). 

Результат
  • Перечень внутренних документов по ИТ и ИБ (рабочий документ)
  • План по доработке/пересмотру внутренних документов  (рабочий/официальный документ)
Рекомендуемая периодичность: 1-2 раза в год

6. Проведение внутреннего аудита ИБ

Сотрудники подразделения ИБ должны не только определять/транслировать требования по защите информации (например, формально разрабатывая и внедряя политики и процедуры ИБ), но и проверять, а выполняются ли они. И в случае если они не выполняются, то либо все же "заставить" выполнять, либо пересмотреть их (например, некоторые процедуры и требования ИБ работают лишь на бумаге, и сотрудники их игнорируют, т.к. они бессмысленны и неудобны).

Результат
  • Отчет по результатам внутреннего аудита ИБ +  Краткий отчет руководству (официальный документ)
  • План по приведению в соответствие (официальные документы)
Рекомендуемая периодичность: 1 раз в год

7. Сбор и анализ показателей ИБ

Желательно определить перечень показателей (метрики и KPI), которые мы сможем использовать для анализа системы ИБ и принятия управленческих решений. Важно понимать, что в большинстве случаев числа ничего не значат до тех пор, пока мы не определим допустимые границы (как в большую, так и в меньшую сторону). Меня всегда умиляют подобные численные показатели: "найдено 200 уязвимостей", "выдано 20 ноутбуков", "проведено обучение основам ИБ 100 человек".
Желательно использовать одни и те же показатели на протяжении некоторого периода времени, так мы сможем отследить динамику изменений. Также рекомендую не выдумывать большого числа показателей, ориентируйтесь на 2 критерия: сколько времени требуется для получения данного показателя, как много информации о системе ИБ он дает (1й старайтесь уменьшать, 2е увеличивать).

Результат
  • Отчет по результатам анализа показателей  ИБ +  Краткий отчет руководству (официальные документы)
  • План по совершенствованию ИБ  (рабочий/официальный документы)
Рекомендуемая периодичность: 1 раз в год

8. Сканирование и анализ уязвимостей ИТ-инфраструктуры

Проводить анализ уязвимостей ИТ-инфраструктуры важно для понимания реальной защищенности сети. Если у нас не хватает ресурсов (денег, времени, персонала, знаний, сканеров уязвимостей) для проведения таких работ самостоятельно, то рекомендуется приглашать внешних консультантов.  

Результат
  • Отчет по результатам анализа уязвимостей (рабочий/официальный документ)
  • План по устранению уязвимостей  (рабочий/официальный документы)
Рекомендуемая периодичность: 1-2 раза в год

9. Обучение и повышение осведомленности сотрудников организации

В рамках повышения осведомленности и обучения нам необходимо вести "просветительскую работу", рассказывать сотрудникам организации об основах ИБ (про угрозы и базовые механизмы защиты), объяснять требования ИБ, принятые в организации, давать советы, как лучше (с точки зрения ИБ) поступить в той или иной ситуации. Форматы могут быть любые, начиная от внутренних тренингов и семинаров, до рассылок электронных писем и размещения мотивирующих картинок на стенах. Выбирайте сами...

Результат
  • Материалы (информация) для ознакомления персонала
  • Журнал учета (при необходимости, официальный документы)
Рекомендуемая периодичность: 2-12 раз в год

10. Обучение и повышение осведомленности сотрудников подразделения ИБ

"Знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте!"
Необходимо постоянно развивать свои навыки, получать новые актуальные знания в вопросах ИБ. 
Для этого мы можем:
  • посещать мероприятия по ИБ;
  • посещать мероприятия по смежным областям (ИТ, управление проектами, обеспечение физической безопасности;
  • учиться на курсах по ИБ и ИТ;
  • смотреть вебинары по ИБ и ИТ;
  • читать книги, статьи по ИБ и ИТ;
  • общаться в профессиональных группах по ИБ и ИТ;
  • готовиться и сдавать экзамены по ИБ и ИТ.

Результат
  • Перечень компетенций сотрудников подразделения ИБ (рабочий документ)
  • Перечень профессиональных сертификатов сотрудников подразделения ИБ  (рабочий документ)
  • Библиотека знаний (электроных и бумажных носителей)
  • Журнал учета посещения мероприятий и обучения по ИБ (при необходимости, рабочий документ)
Рекомендуемая периодичность: 2-4 раза в год


P.S. Меня спросили в ФБ "А что же ИБ шники тогда вообще делают ?". Отвечаю: "А по разному: могут заявки согласовывать, могут СЗИ настраивать, могут документы писать, инциденты рассматривать. Иногда просто работу изображают..."

Alt text

Большой брат следит за вами, но мы знаем, как остановить его

Подпишитесь на наш канал!

Andrey Prozorov

Информационная безопасность в России и мире