Почему личные данные не защищены во многих IM-мессенджерах

Почему личные данные не защищены во многих IM-мессенджерах

Статья Алексея Абрамович (директор департамента тестирования безопасности ПО в компании A1QA) опубликована на сайте онлайн журнала Information Security .

Старше Интернета

Система обмена мгновенными сообщениями (Instant messaging, IM) появилась раньше Интернета. И хоть такое определение появилось только в 1990-е, первые коллективные системы обмена сообщениями появились ещё в середине 1960-х. первоначально они использовались как системы оповещения, но вскоре их стали использовать для общения пользователей, зарегистрированных на одном компьютере.

В 1970-е годы появляются онлайн-чаты, а когда в 1980-е на Западе становится популярной система ВВS (bulletin board system), некоторые системы внедряют аналоги чатов, которые через десять лет будут называться Instant messengers.

images

Первые мессенджеры с графическим интерфейсом пользователя появились одновременно с широким распространением Интернета, а в 1996 году появился знаменитый интернет-пейджер с ICQ-системой мгновенных сообщений. Система ICQ была невероятно популярна во всём мире за счёт того, что удобный интерфейс сочетался с такими функциями, как установка статусов, передача сообщений и файлов. Это была программа, которую, наконец, можно было назвать функциональной.

IM-клиенты несколько отошли на второй план с широким распространением мобильных телефонов и удешевлением sms-сообщений. Но с приходом смартофонов стали появляться IM-приложения, ориентированные на пользователей таких устройств. Эти сервисы даже напоминают социальные сети, поскольку позволяют добавлять фотографию профиля, устанавливать статусы, обмениваться сообщения и файлами. Особенность мобильных IM-приложений состоит в том, что в качестве логина они используют номер телефона. Таким образом была решена проблема добавления новых контактов. Как только владелец смартфона вводит новый номер телефона в адресную книгу, новый контакт автоматически переносится в его IM-мессенджер.

Защита от рекламы и инфо-воров

Из множества IM-приложений мы предлагаем рассмотреть информационную безопасность трёх самых популярных на сегодня: WhatsApp, Viber, Telegram. Все эти приложения используют клиент-серверную архитектуру, позволяют создавать группы и чаты между двумя собеседниками, а также передавать файлы и местоположение пользователей.

Как воров привлекают большие города, так и интернет-мошенников привлекают популярные приложения. Поэтому все приложения, которые обрабатывают персональные данные пользователей, должны заботиться о максимальной защищённости данных. И чем менее защищённое приложение, тем больше в нём рекламы, спама и взломанных профилей и украденной личной информации. Это основные статьи дохода злоумышленников, атакующих IM-мессенджеры. Как же от них защищаются мессенджеры?

Для борьбы с рекламной рассылкой во всех рассмотренных приложениях предусмотрена функция чёрного списка, куда попадают все спаммеры. Однако такая мера утрачивает свою эффективность при смене номера. Тогда автоматически меняется логин и все настройки безопасности, в том числе и чёрные списки, приходится устанавливать заново. Ни в одном из приложений со стороны провайдера сервиса на данный момент не внедрено фильтрации.

Кроме того, даже внеся рекламных спаммеров в чёрный список, рекламные сообщения всё равно могут приходить от действительных контактов пользователя – его друзей и знакомых, которые пользуются этим же приложением. А поскольку механизма аутентификации пользователей при добавлении в список контактов в рассмотренных приложениях не предусмотрено, злоумышленник может воспользоваться этим для рассылки рекламы от имени друзей пользователя.

Читайте полную версию статьи тут

Alt text

Большой брат следит за вами, но мы знаем, как остановить его

Подпишитесь на наш канал!

a1qa

Все о тестировании и качестве ПО