9 Сентября, 2011

Бизнес и ИТ: как достигнуть диалога?

Елена Водопьян
25 августа 2011 года в торгово-промышленной палате состоялось Традиционное заседание Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров и Комитета по ИТ ТПП СПб, на котором участники обсудили вопросы взаимодействия бизнеса и ИТ.

Ведущим и спикером заседания выступил Максим Белоусов, Президент “SPb CIO Club”, директор по ИТ Федеральной Ювелирной сети «585». Свое выступление он начал с приветственного слова и объявления ежемесячных итогов программы «Бесплатно на «Без Галстуков», а также анонсировал сентябрьское заседание, в рамках которого впервые с момента основания клуба пройдет День открытых дверей «В гостиной CIO-клуба».
Эстафета заседания перешла к новым членам клуба. Прозвучали самопрезентации Всеволода Кузьмича, директора по информационным технологиям компании «Лента», и Юрия Антоненко, начальника управления ИТ ОАО «ЦКМБ». Как заключают основатели клуба (Максим Белоусов и Кирилл Соловейчик) – расширение клуба не может не радовать и целиком оправдывает идейность профессионального Сообщества как объединения единомышленников.

Основную часть продолжил Президент клуба. Он представил свою настольную книгу Терри Уайта «Чего бизнес хочет от IT» и классификацию ролей в компании. Каждый сотрудник выступает либо в качестве активиста (им присуща внутренняя мотивация, развитие), либо в качестве террориста (не поддаются обучению, считают себя «самыми умными»), либо туриста (наблюдатели), либо заключенного. По мнению Максима Белоусова, каждый из присутствующих выполняет одну из этих ролей в своей компании и действует, принимает решения и управляет, исходя из нее.

Спикер обозначил основную проблему, существующую между бизнесом и ИТ: «По мнению руководителей компаний, 80% из нас нужны лишь для того, чтобы починить мышку или ПК. К сожалению, это российская действительность. Однако те, кто так думают, ошибаются: у нас успешное будущее, т.к. именно благодаря ИТ-отделам в компаниях существует налаженная и не допускающая промахов система безопасности, вовремя представленный инновационный проект приносит крупные финансовые дивиденды, а современное техническое оснащение офиса позволяет компании идти в ногу со временем (а то и впереди)».

«Несколько лет назад я столкнулся со следующей формулировкой задачи IT-отдела: «В любых условиях превзойти ожидания клиента». Однако такая постановка задачи звучит скорее как приговор: мы не знаем, кто наш клиент и не имеем представления о том, чего он хочет. В такой ситуации сложно соответствовать его ожиданиям, не говоря уже о том, чтобы их превзойти», - процитировал Т.Уайта Максим Белоусов. Такая проблема существует и на российском рынке, причем, очень остро. Многие компании вписывают этот пункт в любые регламентирующие действия сотрудников документы, однако, как достигнуть этой цели – плохо представляют. В связи с этим решить проблему не представляется возможным.

Президент “SPb CIO Club” отметил еще одну особенность российского бизнеса: ИТ-службы по-прежнему выполняют 3 функции – техническую, управленческую и поведенческую (в меньшей степени). Если первые две можно изучить или наработать, то последняя исходит от самого человека и именно на ней строятся отношения бизнеса и ИТ. Максим Белоусов добавил: «Никогда не отказывайте бизнесу: хочет – welcome, но, принимая важное решение, правильно оценивайте возможные риски».

«90% работы CIO – это коммуникация, однако коммуникация – это не взаимодействие, это, прежде всего, межличностная психология, а взаимодействие – это выполнение каких-то регламентов», - утверждает спикер. Взаимодействие бизнеса и ИТ – это четкая дисциплина/правило, по которому общается персонал. «В коммуникации присутствует вербальный, тактильный посыл, а взаимодействие базируется на действиях, результативности. Поэтому когда возникает вопрос: чем лучше заниматься коммуникацией или взаимодействием? – ответ очевиден: меньше болтайте, больше делайте», - советует он. Однако в России эффективные рабочие отношения строятся именно на коммуникации. Поэтому чтобы бизнес и ИТ приносили пользу компании, им необходимо коммуницировать, а не взаимодействовать.

Подводя итоги своего выступления, Максим Белоусов заключил, что ИТ-руководители должны способствовать коммуникации между бизнесом и ИТ и чтобы достигнуть положительного результата, им необходимо придерживаться «10 основных принципов мудрости при принятии решений» (по М.Дегтяреву):
1. Принцип всесторонности – при исследовании любых явлений рассматривайте их со всех точек зрения, во всех их проявлениях.
2. Принцип объективности – при изучении любых явлений рассматривайте их такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они могут казаться. Сложность этого принципа состоит в том, что все люди являются индивидуальностями как раз в силу своего индивидуального, пристрастного подхода. Это данность. Но мудрость состоит в том, чтобы помнить об этом.
3. Принцип историзма – при исследовании любых явлений не ограничивайтесь их фиксацией на данном моменте, необходимо видеть динамику развития.
4. Принцип причинности – при исследовании любых явлений не ограничивайтесь их фиксацией, а ищите их причины и предполагайте следствия.
5. Принцип обобщения – при исследовании любых явлений рассматривайте их с более общей точки зрения, в более широкой системе координат.
6. Принцип взаимосвязи – при исследовании любого явления рассматривайте все возможные его связи с другими явлениями.
7. Принцип анализа – при исследовании любых явлений рассматривайте их как систему, как некое целое, состоящее из частей и элементов.
8. Принцип системности – при исследовании любых явлений рассматривайте их как элементы или часть других систем.
9. Принцип конкретности – при исследовании любых явлений все их характеристики должны быть точно соотнесены с кон¬кретными пространственно-временными координатами.
10. Принцип относительности – не абсолютизируйте ничего, даже вышеперечисленные принципы мудрости!

Харизматичный спикер и животрепещущая тема заседания собрали в этот вечер немалую аудиторию: членов, партнеров, гостей клуба и представителей СМИ. В рамках одного заседания всем им представилась отличная возможность поучаствовать в обсуждении «российской специфики взаимодействия бизнеса и ИТ», послушать реальные истории из жизни реальных компаний и пройти обучающий тренинг, способствующий всестороннему профессиональному развитию руководителя.

О клубе:

Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров предприятий Северо-Западного региона “SPb CIO Club” основан в ноябре 2004 года. Участниками клуба являются около 400 руководителей ИТ-служб известных предприятий города. Приглашаем всех заинтересованных профессионалов вступить в клуб и принять в его работе активное участие. Деятельность клуба поддерживается Партнерами, которыми являются компании Лаборатория Касперского, Microsoft, APC, Вымпелком, 1С, NVisionGroup, AT Consulting, Айти-1, Тринити, ИнТеР, Техноерв, Event House.

Контакты: www.spbcioclub.ru
или введите имя

CAPTCHA
10 Сентября, 2011
RE: Бизнес и ИТ: как достигнуть диалога?
Как, просто взять и договориться А вообще разные директора попадаются! Я сам работаю в сфере ИТ, делаю сайты - вот один из них http://smartovod.su - сейчас администратор этого сайта наехал на меня, мол трафик не идет, он сам дуб дубом в этом деле, а притензии высказывает. В общем нужно как-то договариваться, объяснять.
0 |
12 Сентября, 2011
RE[2]: Бизнес и ИТ: как достигнуть диалога?
Именно к этому общему выводу мы и пришли на заседании - необходимо общаться и все объяснять, чтобы руководитель понимал, чем ты занимаешься на работе!!! Особенно в условиях российской действительности, где личное и профессиональное общение значит очень много!
0 |