08.05.2012

Спам по адресу. Или нет?..

image

Когда после Второй мировой войны компания Hormel Foods запустила массированную рекламную кампанию своей консервированной ветчины SPAM, никто и подумать не мог, что проблема навязчивой рекламы станет всемирной. По состоянию на 2011 год доля спама в почтовом трафике составила около 80%. Так что сегодня спам – самый настоящий бич интернета, и нет ни одного пользователя, который не столкнулся бы с этой электронной чумой на собственном опыте. Бесконечные рекламные рассылки засоряют ящики нашей почты, вызывая одно раздражение. Попробуем разобраться с тем, можно ли окончательно решить эту насущную проблему, или со спамом мы обречены на неизбежное сосуществование.

Глобальный спам – проблема, над решением которой бьются лучшие в мире IT-специалисты. Ведь никакой человек не хочет, чтобы его почтовый ящик переполнялся от бесконечно сыплющихся и назойливых рекламных предложений, совершенно притом не нужных. Это, кажется, начинают понимать и сами спамеры. Ни для кого не секрет, что эффективность глобального спама запредельно низка, так что сколько-нибудь удовлетворительный эффект достигается лишь за счет немыслимого числа адресатов. Но зачем рассылать спам по всем, если можно целенаправленно «бомбить» жителей нужного региона или заданной целевой группы?! Ведь в таком случае вероятность найти клиентов как бы вырастает.

Именно так индустрия спама постепенно переходит в так называемый «локальный спам». На первый взгляд, это разумно. Если уж и рассылать спам, то максимально по адресу. Однако здесь кроется проблема, о которой заказчики спамовых рассылок почему-то не задумываются. Представьте, что вы получаете письмо-спам о прекрасном отеле в какой-нибудь далекой стране. Посмотрели и немедленно стерли. Неприятно, конечно, но и только. Другое дело – когда вам будут навязчиво рекламировать что-то, о чем вы знаете не понаслышке. Скажем, некий известный вам магазин, продукт или услугу. В этом случае спам породит неприязнь ни к чему-то абстрактному, а к объекту предельно ясному и близкому. А что делает человек, когда он раздражен? Разумеется, делится этим с другими.

Общеизвестный факт, подтвержденный статистическими исследованиям, состоит в том, что удовлетворенный клиент приводит за собой еще двух в течение года. А вот недовольный, напротив, отговорит от обращения к вам 8-10 друзей и знакомых. Таким образом, раздражая людей спамом, вы не только не получаете новых клиентов, но и гарантированно теряете тех, кто мог бы придти к вам в будущем.

Иными словами, на каждом заработанном рубле сегодня вы теряете десять потенциальных рублей прибыли завтра. И если ваша компания работает не в городе с миллионным населением, то обращение за услугами к спамерам может означать скорый конец всего бизнеса. Особенно в регионах, где информация среди активного интернет-сообщества распространяется молниеносно. В каком-нибудь небольшом городе все друг друга знают, и стать предметом дурной молвы проще простого. А вот отмыться – уже очень сложно, если вообще возможно.

Именно поэтому локальный спам сегодня зачастую является инструментом черного пиара. Действительно, ничто так не дискредитирует компанию, как имидж спамера. Поэтому нечистые на руку конкуренты вполне могут воспользоваться подобными бесчестными мерами, дабы опорочить вас. И лишь совершеннейшие простофили подписываются на спам собственноручно, к тому же за деньги.

Тем не менее, спам до сих пор не теряет своей популярности. Конечно, ни одна серьезная, уважающая себя компания никогда не прибегнет к такой рекламе. Однако многие мелкие и даже средние фирмы считают спам эффективным инструментом. Почему?

Да, на первых порах спам работает, как и любая другая реклама. Ведь даже один клиент – это уже прибыль, а при благоприятном раскладе клюнет и не один. Но, во-первых, беда кроется в том, что в погоне за дешевой популярностью и быстрыми клиентами заказчики спама забывают, что у медали есть и оборотная сторона. Мы уже сказали, что с философией «заработаю хоть копейку, но сегодня – а завтра хоть трава не расти» по-настоящему успешный бизнес не построить. А, во-вторых, мнение о том, что ни один другой рекламный носитель не дает столь высокого охвата аудитории за те же деньги, что спамерская рассылка – не более чем иллюзия.

Давайте попробуем разобраться, действительно ли спам так дешев, как принято считать? Считаем. Из всех разосланных писем до пользователей дойдет в лучшем случае 3% сообщений. Остальные просто заблокирует спам-фильтр. Теперь обратимся к конкретным цифрам. Для региональной рассылки по Москве среди физических лиц средняя цена спама составляет 5000 рублей за 5 миллионов адресов. Хорошо, если рекламу увидят 150 тысяч человек (3%). Таким образом, за одно дошедшее письмо заказчики спама платят около 3,3 копейки.

Казалось бы, недорого. Но вот только подавляющее большинство людей немедленно отправляет спам в корзину. Бегло просмотрит в лучшем случае каждый десятый. А согласится перейти на ваш сайт для более пристального ознакомления – еще каждый десятый из тех 10%. Таким образом, конечная стоимость реального перехода вырастает в сто раз, то есть до 3,3 рубля.

Уже не так дешево, не правда ли? Особенно в свете того, что реальный переход по текстовому объявлению в том же Яндекс.Директ стоит от честных 30 копеек. При этом вы не несете никаких репутационных рисков, сразу получая заинтересованных в вашей тематике посетителей.

Дешевле и эффективнее локального спама и реклама в региональных печатных СМИ. К примеру, стоимость базового модуля в газете «Из рук в руки. Нижний Новгород» составляет около 340 рублей. Подчеркиваем, речь идет именно о рекламном модуле, а не о текстовом объявлении, которое можно вообще дать бесплатно.

Спрашивается, кто же в таком случае до сих пор заказывает спам?! Увы, стереотипная точка зрения о дешевизне и эффективности такой «рекламы» до сих пор остается довольно популярной, вопреки всем разумным доводам. Руководителям мелких фирм почему-то кажется, что, заплатив несколько тысяч рублей, они гарантированно отобьют стоимость рассылки хотя бы с одного клиента, а придет больше – вот уже и прибыль. Ни о негативных последствиях спама, ни о сопоставимых по цене альтернативных методах рекламы в этот момент просто не думают. А зря!

Иными словами, отказаться от рассылок спама – единственно верное решение. При этом еще одна задача – самим избавиться от нежелательной корреспонденции, поставив на ее пути надежный заслон. Одно из таких решений, помогающих эффективно бороться со спамом – программный продукт UserGate Mail Server 2.1, выпущенный российской компанией Entensys (www.entensys.ru). Благодаря встроенным модулям антиспам и антивирусной защиты, это решение позволят эффективно организовать в рамках организации безопасное почтовое сообщение. Изюминка UserGate Mail Server 2.1 – обновленный алгоритм работы правил управления письмами. Продукт позволяет не только задавать имена ящиков, содержащих пробелы, но также включать внешних адресатов в списки рассылки. Также в новую версию добавлена возможность быстрого поиска по сообщениям. Кроме того, поддерживается работа с распределенным доменом.

Как известно, любое действие равно противодействию. И очень отрадно, что в нашей стране целый ряд компаний занимается разработкой серьезных решений, позволяющих свести спамовую угрозу к минимуму. Так что будем надеяться, что не далек тот час, когда это утомительное слово «спам» окончательно станет анахронизмом.

Автор выражает благодарность экспертам компании Entensys (www.entensys.ru) за помощь в подготовке материала.

Приложение 1 

О чем спамят в Рунете*

Тематика

Доля тематики

Образование

25,1%

Медикаменты; товары/услуги для здоровья

19,7%

Недвижимость

9,2%

Коллекции фильмов на DVD

8,4%

Реклама спамерских услуг

7,2%

Реплики элитных товаров

5,4%

Услуги по ремонту и благоустройству

4,4%

Юридические услуги и аудит

4,0%

Компьютеры и интернет

2,2%

Компьютерное мошенничество

1,7%

Спам «для взрослых»

1,7%

Отдых и путешествия

1,7%

Другие товары и услуги

9,3%

*по данным портала Securelist.com (февраль 2012)

Приложение2 

Локальный спам: отраслевые базы РФ*

Отрасль

Объем базы

Полиграфия

12 000

Реклама

13 500

Безопосность / охрана

14 150

Компьютеры / связь

51 000

Деревообработка / мебель

25 700

Медицина

31 000

Металлургия

11 890

Недвижимость

29 200

Пищевая промышленность

36 000

Туризм

28 000

Химическая промышленность

27 500

Авто / мотто

51 000

Строительство

89 000

Торговля

209 000

Промышленность (ВСЯ)

3 680 000

*на примере предложения одной из спамерских контор

Приложение 3 

Спам: Cтатистика на начало 2012

Несмотря на то, что все большее число людей осознают неэффективность и дороговизну спама, окончательно истребить этот вид мусорной рекламы пока нереально. Согласно статистике «Лаборатории Касперского», ежемесячно публикуемой на антивирусном портале Securelist.com, в феврале 2012 года доля спама в почтовом трафике даже выросла на 2,3% по сравнению с январем, составив удручающие 78,5%.

Особую долю в спамовых рассылках занимают не «безвредные» рекламные сообщения, а письма в высшей степени опасные. Так, в том же феврале существенно выросла доля вредоносных файлов, которые содержались в 2,8% электронных сообщений – на 1,5% больше, чем в январе. Это довольно существенный показатель. Хорошо хоть, что доля фишингового спама (интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей) в последнее время не столь велика – всего 0,02% от всего почтового потока.

Интересно распределение фишинговых спамерских атак. 24,5% от общего их числа пришлось на финансовые и платежные организации, а вот на втором месте – 23,5% – социальные сети. Их популярность растет, а вместе с тем увеличивается и число злоумышленников, заинтересованных в контроле над чужими аккаунтами. На третьем месте – 17,27% – онлайн-магазины и интернет-аукционы.

Какие же страны генерируют на сегодняшний день наибольший объем спама? Эксперты утверждают, что по состоянию на февраль 2012 года источник этого зла исходит из Индии (11,9%), Индонезии (8,3%), Бразилии (6,6%), Кореи (6,6%), Вьетнама (4,9%), Перу (3,6%), Великобритании (3,5%), Италии (3,1%), Польши (2,5%), Колумбии (2,5%), Аргентины (2,3%), Тайваня (2,3%), Франции (2,1%), России (2,1%), Казахстана (1,9%), США (1,8%), Испании (1,8%), Саудовской Аравии (1,4%), Китая (1,3%), Израиля (1,3%) и других стран (28%). Кстати, по сравнению с январем несколько выросла доля России – на 0,3%.

Еще один значимый факт – весьма высокая доля «партнерского» спама в Рунете. Это свидетельствует о том, что активность коммерческих заказчиков уменьшается. А стало быть, подтверждаются уже сказанные нами слова – число людей, осознающих дороговизну, коммерческую неэффективность и репутационную губительность спама растет из года в год.


comments powered by Disqus