Политика безопасности. Краткий обзор защитных политик. (часть вторая)

Политика безопасности. Краткий обзор защитных политик. (часть вторая)

Люди всегда являются или самым сильным, или самым слабым звеном в любой информационной системе безопасности. При надлежащем обучении, должном выполнении своих обязанностей и используемых современных технологиях «человеческий фактор» фактически исключается из списка проблем и начинает быть хорошей позитивной составляющей безопасности.

Политика определяет приемлемое использование своих знаний

Люди всегда являются или самым сильным, или самым слабым звеном в любой информационной системе безопасности. При надлежащем обучении, должном выполнении своих обязанностей и используемых современных технологиях «человеческий фактор» фактически исключается из списка проблем и начинает быть хорошей позитивной составляющей безопасности. Но здесь, как мы видим, есть одно обязательное условие – надлежащее выполнение своих обязанностей. Политика безопасности в данном случае служит своего рода тяжелой дубинкой для недобросовестных сотрудников и для исключения любых действий, идущих вразрез с вашей политикой безопасности. Хорошо разработанная общая политика может служить также эталоном, по которому возможно измерениеф степени компетенции, успешного выполнения своей работы и рабочей дисциплины любыми ответственными сотрудниками вашей организации. Фактически, политика должна заранее вводить высокие стандарты безопасности и затем отслеживать, чтобы все сотрудники подтянули свои знания и навыки к этим стандартам и полностью несли бремя ответственности за информационную безопасность компании, при этом осознавая последствия для компании от своих неразумных действий и свою ответственность за них. Нанесение вреда для безопасности «по незнанию» при имеющейся политике просто исключается.

Она дает сотрудникам из штата безопасности поддержку управления компании

Цели информационной безопасности часто идут вразрез с привычками или пожеланиями пользователей системы. Сколько раз у вас пользователи выражали недовольство за отключение Active X в браузере, блокирование доступа к Napster или отключение доступа к некоторым сомнительным ресурсам Интернет, абсолютно не нужным для выполнения сотрудником своих обязанностей, но постоянно используемым для каких-то личных целей? Действия системных администраторов, особенно в крупных компаниях, являющихся постоянной мишенью для хакерских атак, часто вызывают непонимание и даже негодование каких-то сотрудников. Можно привести десятки примеров, когда в известных, в частности российских, компаниях возникали конфликты и даже настоящие противостояния между лицами, ответственными за информационную безопасность, и, допустим, бухгалтерами или юристами. Поводом могло быть отключение ICQ, фильтрация почты и даже запрет на инсталляцию игрушек и других посторонних программ. Но настоящей глубинной причиной конфликта, как правило, оказывалось непонимание или нежелание понимать каким-то сотрудником, как правило авторитетным в данной организации (к примеру, главным бухгалтером или старшим юристом) и очень скандальным, опасности своих действий. Политика безопасности, как директива от высшего директората компании, уполномочивает штат безопасности на выполнение предписанных действий, пусть даже и непопулярных среди сотрудников-пользователей системы. Вооруженные политикой системные администраторы могут просто заниматься выполнением своей работы и не оправдываться постоянно перед очередным недовольным бухгалтером или менеджером. А такие, обычные во многих организациях ситуации, как, допустим, финансовый директор опять разрешила своему сыну-оболтусу полазить вечером на своем рабочем компьютере по порносайтам, подцепив при этом десяток-другой троянов, или женщина-бухгалтер, пусть и темный в отношении компьютеров человек, продолжила открывать пришедшие подозрительные письма и впускать в корпоративную сеть свеженьких червей, становятся просто невозможными. Ведь эти сотрудники прекрасно будут осведомлены о своей ответственности за эти действия

Мощь политики проявляется лишь тогда, когда она работает

Хорошо, допустим, вы согласились с приведенными доводами. В единой политике безопасности вы увидели решение множества мелких, но досадных проблем, постоянно возникающих в вашей организации, и в целом образующих одну большую проблему для информационной безопасности. Вы решили разработать политику информационной безопасности конкретно для вашей организации. Но как? С чего следует начать? Попытаемся совместно рассмотреть процесс создания такой политики.

Определение Целей

Что политика фактически защищает?

Перед принятием любых решений относительно стратегии информационной безопасности организации (как на длительный, так и на короткий период времени) мы должны оценить степени уникальных рисков.

Пока организация имеет информацию, представляющую ценность для вас и ваших конкурентов (а может, и просто «случайных» хакеров), она рискует потерей этой информацией. Функция любого информационного механизма контроля безопасности (технического или процедурного) и должна состоять в ограничении этого риска заранее выбранным приемлемым уровнем. Конечно, это истинно и для защитной политики. Политика это механизм контроля за существующими рисками и должна быть предназначена и развита в ответ на имеющиеся и возможные риски. Таким образом, всестороннее осуществление оценки риска должно быть первой стадией процесса создания политики. Оценка риска должна идентифицировать самые слабые области вашей системы и должна использоваться для определения дальнейших целей и средств.

Оценка риска представляет собой комбинацию величин, зависящих от количества информационных ресурсов, имеющих определенную ценность для организации, и уязвимостей, пригодных для использования для получения доступа к этим ресурсам. Собственно, величина уникального риска для конкретной информации – отношение ценности этой информации к количеству способов, которыми данная информация может быть уязвима в структуре вашей корпоративной сети. Очевидно, что чем больше оказывается полученная величина, тем большие средства стоит направить вашей организации на «затыкание» этой дыры.

Конечно, это слишком упрощено и утрированно. Так, при разработке политики неизбежно возникнут вопросы, что некоторые ресурсы, пусть и имеющие для вас ценность, должны быть свободно доступны в Интернете, либо доступ к ним должны иметь и ваши коммерческие партнеры. Но, в целом, хоть и с некоторой условностью, применяется именно описанный подход. Политика, которая учитывает слишком много факторов, многие из которых абсолютно неактуальны, ничем не лучше политики, которая ошибочно не учитывает какого-то важного условия. Разработка политики безопасности является совместным делом руководства компании, которое должно точно определить ценность каждого информационного ресурса и выделяемые на безопасность средств, так и системных администраторов, которые должны правильно оценить существующую уязвимость выбранной информации.

После чего, согласно основным рискам политики, предписывается распределение средств, выделяемых на безопасность. Далее системные администраторы должны определить способы снижения уязвимости информационного ресурса и, основываясь на ценности этого ресурса, согласовать с руководством применяемые методы. Под методами подразумевается не только написание или приобретение и установка необходимых программ и оборудования, но и обучение персонала, разработка должностных инструкций и определение ответственности за их невыполнение.

Урегулирование вопросов политики

Создание в компании атмосферы, поддерживающей цели безопасности

Политика сама по себе – всего лишь документ, стопка бумажек. Не стоит обольщаться, что с его написанием мгновенно исчезнут все имеющиеся проблемы. Но политика, именно из-за того, что это – документ, разработанный при участии непосредственно руководства компании, имеет огромный потенциал. Эффективность политики пропорциональна поддержке, которую она получает от различных структур организации, и конкретных людей. Любая политика приходит к «простым смертным» сверху. Первым делом, руководство организации определяет какой-то вариант политики, после чего происходит согласие с политикой руководителей среднего и низшего звена, а затем и простых сотрудников. В ходе принятия политики безопасности возможно внесение в нее согласованных с руководством корректив, а может случиться и фундаментальное изменение в структуре организации и перераспределение полномочий.

Как правило, чем крупнее организация, тем более масштабные изменения в существующих правилах и порядках ей предстоят. Здесь, как и в случае медицинских прививок, практически невозможно сделать все безболезненно. Но, в любом случае, привитие культуры безопасности позитивно отражается на безопасности компании в целом.

В следующей статье мы обсудим некоторые организационные условия, являющиеся необходимыми для того, чтобы гарантировать эффективность политики информационной безопасности.

(продолжение следует)

Где кванты и ИИ становятся искусством?

На перекрестке науки и фантазии — наш канал

Подписаться