Бактерии-мутанты могут угрожать здоровью астронавтов на МКС

Исследователи заметили, что старая добрая E. bugandensis сильно изменилась в условиях космоса.

Международная космическая станция (МКС), где экипажи астронавтов проводят научные исследования, стала пристанищем для популяции крошечных мутантов.

Группа ученых пристально изучила бактериальные штаммы на борту и обнаружила, что они претерпели мутацию, превратившись в формы, генетически и функционально отличные от земных аналогов. В новом исследовании, опубликованном в PubMed , эксперты предполагают, что в космосе бактерии становятся более устойчивыми к антибиотикам и способны быстрее размножаться в условиях невесомости.

За последние два десятилетия на МКС побывало почти 300 астронавтов. Отправляясь в очередную экспедицию, они невольно забирают с собой миллиарды микроскопических попутчиков. На станции за много лет сформировалась уникальная микробная экосистема. В 2019 году ученые провели первый масштабный обзор бактерий и грибов на борту МКС и описали невероятное множество видов.

Бактерии, обитающие на МКС, живут в условиях, отличных от земных. На них влияют различные факторы: вентиляция, влажность, давление воздуха, а также количество людей в закрытом пространстве. Экстремальная космическая среда также подвергает их воздействию невесомости, радиации и повышенному содержанию углекислого газа. Чтобы выжить, микроорганизмам приходится адаптироваться.

В рамках нового исследования ученые сосредоточились на бактерии Enterobacter bugandensis, выделив 13 ее штаммов с МКС для анализа. Этот вид бактерий обитает в желудочно-кишечном тракте каждого человека, но при определенных условиях обладает высоким патогенным потенциалом, например если сильно ослаблен иммунитет. Enterobacter bugandensis связывают с тяжелыми клиническими инфекциями, в частности с неонатальным сепсисом - заражением крови у младенцев в возрасте до 90 дней.

Исследование показало, что в условиях стресса E. bugandensis мутировала, став более устойчивой к антимикробной терапии. Кроме того, было обнаружено, что этот вид сосуществует с множеством других микроорганизмов, и в некоторых случаях может даже способствовать их выживанию. Поведение E. bugandensis в условиях микрогравитации может привести к ее доминированию в микробиоме.

Пока неясно, как микроскопические «коллеги» могут повлиять на здоровье астронавтов на станции, но авторы статьи призывают принять превентивные меры для смягчения потенциальных последствий. Также неизвестно, представляют ли эти микробы опасность для людей на Земле.

Не ждите, пока хакеры вас взломают - подпишитесь на наш канал и станьте неприступной крепостью!