ГЛАЗА И МОЗГ КАК ИСТОЧНИК СУЩНОСТНОГО И ОБЬЕКТИВНОГО.

ГЛАЗА И МОЗГ КАК ИСТОЧНИК СУЩНОСТНОГО И ОБЬЕКТИВНОГО.
Психический контент мозга объективен лишь в бессознательных процессах, причем не все бессознательное является Сущностным, то есть независимым от мозга и психики. Иными словами, даже бессознательное не может претендовать на объективное и сущностное. О сознательном, на этот счёт, мы вообще не говорим.


Поэтому не с проста был взгляд на науку, как на продукт мозга человека, как на нечто связанное с психологизмом. Гуссерль, казалось бы, преодолел этот психологизм и показал, что в контенте психического возможна наука, в частности, возможна логика, которая не имеет отношения к психологизму. Но ту ли психоЛОГИКУ раскрыл Гуссерль? Так ли глубинно Гуссерль доказал и показал отсутствие связи психоЛОГИКИ и логики? Возможно, для того уровня развития психологии, которая имела место при жизни Гуссерля, это доказательство было убедительным в созданной им феноменологии. Современная когнитивная наука и когнитивная психология развились до того уровня, что психология теперь не сводится лишь до психологии внутреннего мира человека, его мышления, чувств и эмоций. Психология стала нечто большим. Это наука о структурах , в частности, нейронных сетях и зеркалах, обеспечивающих появление психического как феномена. Это фундаментально-психологические основы когнитивных процессов структур мозга.


Если в психическом контенте мозга и есть нечто претендующее на сущность и на объективную логику, то оно связано не с психическим как таковым, а с внепсихическим, то есть с характером мозговых структур, нейросетей и всем тем, из чего состоят эти сложнейшие структуры. Это внепсихическое начинается с глазных и иных анализаторов , которые работают автоматически , минуя волю, сознательное и бессознательное человека. Ростки сущности и объективного сокрыты в глазах и анализаторах человека, на объективную и сущностную сенсорную работу которых, сам человек повлиять не может. Человек может лишь искажать эту сенсорику своим субьективизмом.


Можно ли говорить о том, что мозговой аппарат может усилить ростки объективной и сущностной сенсорной информации , поступающей в мозг из анализаторов ( из глаз и др.) ? Можно ли говорить, что мозговой аппарат, напрямую не взаимодействуя с окружающим миром, как это умеют делать анализаторы, способен генерировать объективное и сущностное? Видимо нельзя. И все, что мы называем сущностным и объективным, в частности, в науках и логике, в основании своем имеет лишь составляющие , связанные с работой анализаторов, без вмешательства мозга.


При этом , необходимо отметить, что практика показывает, что психические феномены объективного и сущностного, полезны при взаимодействии с внешним миром , как носителем воистину объективного и сущностного.


Как это мозгу и человеку удается? Видимо, человеку как сложнейшему аппарату достаточно для рождения сущностного и объективного сенсорной информации, поступающей в анализаторы. Обработка этой информации мозгом лишь уменьшает это сущностное и обьективное. Поэтому сущность заключена в самих глазах и внешнем мире, который принимается глазами. Последующая обработка мозгом принятой информации - это всегда уход от сущности и объективного.


Все вышеизложенное доказывает, что логика , как нечто не имеющее отношения к психологизму, возможна. Все остальное , связанное с включением мозга в объяснение зарождения логики и наук, доказывает психологизм логики и наук.


Таким образом, если мозг рассматривать как сенсорный аппарат и продолжение глаз, а не как аппарат , производящий субъективное, то в нем заложены объективные структуры , которые могут стать основанием сущностного и обьективного. И не стоит искать сущностное в структурах мозга, формирующих феномены и субъективный мир. Сущность заключена в сенсорном восприятии и является основанием логики и наук. Все остальные сущности, которые раскрываются благодаря сложнейшей работе мозга и мышлению , по-видимому, всегда нужно подвергать сомнению с точки зрения того, насколько эти сущности действительно являются сущностями.


Доцента кафедры педагогической психологии ИПО КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин
Alt text

Ваша приватность умирает красиво, но мы можем спасти её.

Присоединяйтесь к нам!