Логика регуляторов и Постановление Правительства №940

Логика регуляторов и Постановление Правительства №940
На днях я писал про смысл (или его отсутствие) выпуска 940-го Постановления Правительства о порядке утверждения ассоциациями операторов ПДн моделей угроз. Смысл этого Постановления не только в том, что надо выполнить требования ст.19.3 ФЗ-152. Оно показывает то, как будет развиваться дальнейшая нормативка по ПДн. Возьмем 19-ую статью. Часть первая говорит, что оператор ПДн обязан защищать ПДн. Часть 2 перечисляет меры защиты. Часть 3 накладывает на Правительство обязанность установить уровни защищенности и требования по защите. Эту задачу решают проекты Постановлений Правительства, размещенные на сайте СБ на прошлой неделе.4-я часть говорит о том, что детальный перечень требований по защите будут уточнены в готовящихся приказах ФСТЭК и ФСБ.

А вот дальше самое интересное. Сергей Викторович Вихорев обратил в комментариях внимание, что в проекте Постановления Правительства об уровнях защищенности говорится о том, что оператор ПДн определяет тип ПДн, но не их актуальность. А кто же определяет актуальность, на основании которой разрабатываются меры защиты? На этот вопрос отвечает часть 5-я и 6-я. Главную скрипку играют "федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Банк России, органы государственных внебюджетных фондов, иные государственные органы". А "ассоциации, союзы и иные объединения операторов" уже определяют дополнительные актуальные угрозы. Модели таких угроз согласовываются с ФСТЭК и ФСБ. Для госорганов и Банка России это обычная процедура межведомственного взаимодействия, а для ассоциаций - этот порядок и установлен в ПП-940.

Как эти модели угроз разрабатывать? Вот тут пока непонятно. Как я писал в конце июля, возможна либо разработка уже готовых моделей угроз, либо разработка методики моделирования угроз, которой будут руководствоваться, как минимум, госорганы (и иные органы, упомянутые в ст.19.5). Например, такая модель угроз может появиться у ЦБ, у Минкомсвязи (для операторов), у Минэнерго (для ТЭК), у Росатома (для атомщиков) и т.д. Хотя по Минкомсвязи уже вопрос - после предложения министра связи об упразднении Деапртамента развития информационного общества и входящего в него отдела защиты информации, возникает вопрос - а в Минкомсвязи вообще кто-нибудь останется, кто будет отвечать за регулирование ИБ? Опять же, слухи циркулируют не самые хорошие.

Различные ассоциации (НАУФОР, НАПФ, АРСИБ, РАЭК и другие) могут разработать уже свои модели дополнительных к "государственным" угрозам. Исходя из ряда опыта, могу предположить, что регуляторы пойдут по пути разработки методики, а не готовых моделей угроз. И мороки меньше, и потенциальных проблем, да и отраслевую специфику учитывать не надо.Единственное, что пока у меня вызывает вопрос, - это как заставить госорганы вырабатывать эти модели угроз? Без Постановления Правительства кто-то врядли что-то будет делать. Не таковы у нас госорганы, чтобы по собственной инициативе делать самостоятельно хоть что-то.

Контроль и надзор за исполнением требований, установленных ведомственнами приказами ФСТЭК и ФСБ осуществляют ФСТЭК и ФСБ только в отношении государственных ИСПДн. А вот с негосударственными вопрос пока открытый. Мои коллеги считают , что РКН уже сейчас наделен полномочиями проведения технических проверок. РКН считает также. У меня немного иное мнение. У ФСТЭК и ФСБ тоже ;-) Чья позиция возьмет верх пока не совсем понятно. А пока ждем методики определения актуальных угроз. Осталось не долго (если опять не вмешаются высшие силы).
законодательство ФСТЭК ФСБ персональные данные угрозы
Alt text

Ваша приватность умирает красиво, но мы можем спасти её.

Присоединяйтесь к нам!